КГ-Подкаст: Больше, длиннее и без купюр
The Last of Us Part II — пятый трейлер Новости аниме — лучшее за неделю NieR Replicant ver.1.22474487139 — анонсирован приквел NieR: Automata! Microsoft случайно раскрыла дату выхода Xbox Series X Джон Бернтал сыграет главную роль в «Американском жиголо» от Showtime
5
АНИМЕ
 
Прямая ссылка на новость:
$Спасибо автору
 

Вся правда о Щиничиро Ватанабэ

В прошлом году после пятилетнего перерыва увидело свет новое аниме Щиничиро Ватанабэ — сериал «Кэрол и Тьюсдэй», посвящённый дружбе двух музыкально одарённых барышень. Вдохновившись последней на сегодняшней день работой легендарного режиссёра, мы решили окинуть пристрастным взглядом его творческую биографию, чтобы выяснить, какие темы и сюжеты волнуют Ватанабэ больше всего.

UPD Небольшой дисклеймер

Знатоки творчества Щиничиро Ватанабэ, прочитав статью, могут справедливо указать на зияющие тут и там прорехи в текстовом полотне — не все работы режиссёра в нём отражены. Это было сделано не без причины.

Так, короткометражка «Бегущий по лезвию: Блэкаут 2022» и эпизоды «Аниматрицы» за авторством Ватанабэ опущены из-за ограничений творческой свободы, которые накладывала на режиссёра необходимость работы в рамках чужих сеттингов.

«Макросс Плюс» не упомянут по сходной причине: в процессе производства этого аниме Ватанабэ делил режиссёрское кресло с Сёдзи Кавамори.

И, наконец, растянувшаяся на два сезона пародийная фантастика «Космический Денди» не вошла в обзор из-за своего откровенно комедийного характера. Это, безусловно, важное для Ватанабэ аниме (иначе и двух сезонов ведь не было бы), но его сложно приводить в пример как образчик эволюционного развития драматической составляющей в творчестве режиссёра.

Так что статья ни в коей мере не претендует на всеохватывающий характер. Это размышление на тему, к которому мы вас и приглашаем присоединиться.

Оригинал статьи:

Вся правда о Щиничиро ВатанабэCowboy Bebop. Нуар и блюз

Пожалуй, самым прославленным аниме Ватанабэ всё ещё остаётся «Ковбой Бибоп». Тем удивительнее, что это первая полностью самостоятельная работа режиссёра. Воплощая на экране историю о разномастной команде космического короля «Бибоп» и её приключениях, Ватанабэ смог не только избежать характерных для первого проекта ошибок, но и придать сериалу узнаваемые авторские черты. В ретроспективе его творчества «Ковбой Бибоп» безошибочно определяется как аниме, которое создал именно этот конкретный человек. А теперь вопрос знатокам: собственно, почему?

Давайте разбираться. Во-первых, уже в этой своей ранней работе Ватанабэ, не боясь перспективы получить плохой винегрет, смешивает сразу несколько жанров. Формально «Ковбой Бибоп» — это, конечно, фантастика. Но ещё и вестерн, и комедия, а ближе к концу — так вообще нуар. При этом соединяющие их швы мастерски замаскированы: сцены и целые эпизоды, выполненные в разных манерах, не контрастируют друг с другом, а смотрятся как целостное произведение.

«Бесшовное» смешение жанров в дальнейшем станет для Ватанабэ фирменным приёмом, которому он не изменит, пожалуй, ни разу в своей карьере.

Во-вторых, «Ковбой Бибоп» демонстрирует, насколько большое значение Ватанабэ придаёт музыке. Его приоритеты очевидны из названия аниме: бибоп — один из джазовых стилей. При этом саундтрек «Ковбоя» такая же мешанина жанров, как и сам сериал: помимо закономерного джаза в нём нашлось место и фанку, и року, и блюзу, и чему только не. Ответственной за это «безобразие» стала группа The Seatbelts, которую собрала в будущем любимый композитор Ватанабэ — Ёко Канно.

Наконец, в-третьих, пусть и в зачаточной форме, но в «Ковбое Бибопе» уже присутствует тема, которую Ватанабэ будет исследовать на протяжении большей части своего творческого пути, — конфликт между дружбой и любовью, разворачивающийся между тремя персонажами. Здесь это Спайк, Вишез и Джулия, связанные общим и крайне непростым прошлым.

Но несмотря на ключевую роль взаимоотношений этих героев для развязки сериала, завершающая арка «Ковбоя Бибопа» — всего лишь одна из множества историй, в которые вовлечены персонажи аниме.

Поэтому и решена эта арка хоть и в стильной, но схематичной манере нуара с его чётко распределёнными ролями: здесь Спайк играет обречённого заложника собственных понятий о чести, Джулия — роковую женщину, а Вишез — демонического антагониста. Однако уже в одной из следующих своих работ Ватанабэ, размышляя всё над тем же конфликтом, решится его усложнить.

Вся правда о Щиничиро ВатанабэSamurai Champloo. Роуд-муви и хип-хоп

«Самурай Чамплу» с первой серии позиционируется как сериал о трёх героях: пацанке Фуу, эталонном японском воине Дзине и слегка безумном пирате Мугэне. Эти ребята абсолютно не похожи на Джулию, Спайка и Вишеза. Речь не только о разнице в характерах и сюжетных ролях, но и о том, что отношения персонажей в «Самурае» выведены на передний план и не подчинены жанровой схеме, как это происходило в «Ковбое Бибопе».

«Самурай» представляет собой вариацию на тему роуд-муви в псевдоисторических декорациях. Троица героев проделывает путь через добрую часть Японии в поисках «самурая, пахнущего подсолнухами». По дороге они встречают кучу колоритных персонажей и становятся участниками множества разномастных историй — от комических до откровенно трагических. При этом стимулом продолжать путешествие для мужчин становятся не только в разной степени осознаваемые чувства к Фу, но и личные взаимоотношения. Мугэна и Дзина связывает этакий дружеский вариант romantic hate, когда и начистить морду другому хочется, и при этом единственный товарищ он тебе.

Именно эта химическая реакция с тремя составляющими скрепляет ткань повествования и не даёт персонажам второго и третьего планов — какими бы колоритными они ни были — деформировать сюжетное полотно.

Закономерно, что исключение хотя бы одного элемента из этой реакции привело бы к её неминуемому распаду, а значит — к обрушению всей сюжетной конструкции. Поэтому Фуу отказывается делать выбор между Дзином и Мугэном, а в финале сериала герои просто расходятся. Как и в «Ковбое Бибопе», центральный конфликт остаётся неразрешённым, только там всему виной была смерть персонажей, а здесь — желание автора не портить целостность произведения.

Вся правда о Щиничиро ВатанабэSakamichi no Apollon. Драма взросления и джаз

Через несколько лет Ватанабэ идёт ещё дальше в развитии избранной темы, лишая в сериале «Склон Аполлона» рассказ о любовном треугольнике и тени условности. Перед зрителем разворачивается история взаимоотношений трёх подростков: угловатого и слегка замученного родителями Каору, его на вид беспечного одноклассника Сэнтаро и эталонно хорошей девочки Рицуко.

Каору влюблён в Рицуко, Рицуко — в Сэнтаро, а Сэнтаро — в недоступную красотку, которая служит скорее декорацией, чем полноправным участником центрального конфликта. Все эти страсти разворачиваются на фоне провинциальной Японии 1960-х. И — что характерно для почерка Ватанабэ — ребята, помимо друг друга, увлечены музыкой, в этом случае речь идёт о джазе.

«Склон Аполлона» — любопытный пункт в творческой биографии Ватанабэ. В отличие от большинства его работ, здесь мы имеем дело не с оригинальным сюжетом, а с адаптацией для малого экрана одноимённой манги Юки Кодамы. При этом сам режиссёр отзывается о «Склоне» как о крайне личном произведении: Ватанабэ рос в сходной атмосфере и в детстве был дружен с пареньком, напоминающим Сэнтаро (напрашивается вывод, что себя Ватанабэ отождествляет с Каору).

Сложно сказать, насколько юношеские воспоминания режиссёра повлияли на повествование. Но именно в «Склоне Аполлона» препарируемый конфликт получает неожиданное развитие. Герои, которые всю первую половину сериала не могут разобраться в собственных чувствах и из-за этого страдают (прямо-таки по заветам шедевра Вуди Аллена «Любовь и смерть»), в итоге расстаются. Но, в отличие от «Самурая Чамплу», это ложная развязка. Настоящая происходит, когда по прошествии многих лет Каору, Сэнтаро и Рицуко встречаются вновь.

Здесь уместно вспомнить Макото Синкая, который использовал приём встречи после многолетней разлуки в своём фильме «5 сантиметров в секунду». Но у Синкая встреча обнажает то, как сильно изменились герои за прошедшее время, Ватанабэ же исполняет свой финал в более позитивном ключе: несмотря на прошедшие годы, внутри его персонажи всё те же и испытывают столь же сильные чувства друг к другу, как и в юности.

Именно в «Склоне Аполлона» режиссёр доводит излюбленный конфликт до логического и удовлетворившего его самого завершения. Такой вывод напрашивается по той простой причине, что в последующих работах Ватанабэ от этой сюжетной линии постепенно отходит.

Вся правда о Щиничиро ВатанабэZankyou no Terror. Триллер и исландские колыбельные

Да, в сериале 2014 года «Террор в резонансе» центральных персонажей всё ещё трое, но фокус зрительского внимания сосредоточен на сложных взаимоотношениях двух парней — Девятого и Двенадцатого. Их знакомство с Лизой — девушкой тихой и забитой, что, кстати, выделяет её на фоне остальных героинь Ватанабэ, — становится скорее кризисом, а не новым этапом в дружбе героев.

Да и развязка конфликта решена в как никогда мрачных тонах. Это, вероятно, объясняется не сменой авторских настроений на более пессимистичные, а основной темой аниме, которое в этот раз фокусируется не на связях людей друг с другом, а на значении для японского общества наследия ядерных катастроф XX века.

Вся правда о Щиничиро ВатанабэCarole & Tuesday. Фантастика и поп

И наконец, в последней на сегодняшний день работе — «Кэрол и Тьюсдэй» — Ватанабэ окончательно порывает с темой, которая была для него главной многие годы. Внимание в этом аниме сосредоточено на дружбе, но не амбивалентной, как в «Терроре в резонансе», а солнечной. Связь между героинями — жизнерадостной пацанкой Кэрол и тихой женственной Тьюсдэй — помогает им не только реализовать профессиональные мечты, но и обрести себя. Что-то подобное по настроению мы уже видели в «Мичико и Хатчин» (даже название сериала построено по аналогии), где Ватанабэ выступал в качестве музыкального продюсера.

Другое дело, что лёгкость взаимоотношений персонажей на экране не вяжется с оформившимся за два десятилетия авторским почерком режиссёра. Поклонник ищет знакомой эмоциональной сложности, но её в «Кэрол и Тьюсдэй» кот наплакал. Девушек связывают исключительно позитивные цели, и значимых конфликтов между героинями за весь сериал не происходит.

Весь запал Ватанабэ тратит на живописание проблем окружающего мира — начиная с манипуляции мнением народных масс и заканчивая антииммигрантскими настроениями. Победить в борьбе со страхами современного общества (а это именно оно, несмотря на декоративную ширму марсианского будущего), по мнению режиссёра, можно с помощью искусства. Мысль сентиментальная и наивная, но её глубинной правоты это не отменяет.

Две остальные составляющие каноничного произведения Ватанабэ на месте. В «Кэрол и Тьюсдэй» много музыки, что, ко всему прочему, оправдано сюжетом, ведь девушки уже в первой серии сколачивают группу и принимаются делать карьеру. Жанр этого аниме однозначно определить тоже непросто — это и история взросления, и производственная драма, и даже немного фантастика.

То, что из работ Ватанабэ исчезает конфликт, бывший долгое время основным нервом его произведений, кого-то может вполне объяснимо расстроить. Но стоит взглянуть на ситуацию и под другим углом: похоже, режиссёр уже сказал на эту тему всё, что хотел, и теперь ищет для своих сюжетов новый костяк. Решение сойти с проторенной дорожки само по себе требует большой творческой смелости. Ну и плюс речь идёт о Ватанабэ: уж кто-кто, а он наверняка способен найти свежий источник вдохновения.

Комментарии
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Сегодня

СкороНоль кадров в секунду (трансляция для спонсоров)

Выйдут в июле

1 Пн20:00Лазер-шоу «Три дебила» (трансляция)
3 СрНоль кадров в секунду (аудио)
3 СрЛазер-шоу «Три дебила» (аудио)
 
4 Чт20:00Телеовощи (трансляция для спонсоров)

Ссылка на трансляцию доступна только спонсорам. Вы можете стать одним из них, поддержав нас на «Патреоне».

5 ПтЛазер-шоу «Три дебила» (видео)
5 ПтЕВА (аудио)
6 СбТелеовощи (аудио)
7 ВсТелеовощи (видео)
7 ВсНоль кадров в секунду (трансляция для спонсоров)

Новые выпуски подкастов

 
6Телеовощи – 342: По заказу новосибирского метрополитена
 
8Лазер-шоу «Три дебила» – 408: Снайдеркат, жизнь с динозаврами и история GTA
 
7Ноль кадров в секунду – 318: Задумчивый смайлик
 
5ЕВА – 374: Реклама бонуса для спонсоров
 
16Лазер-шоу «Три дебила» – 407: Изоляционное кино
 
 
3Телеовощи – 341: Отдел компостирования мозгов
 
17Лазер-шоу «Три дебила» – 406: «Скуби-Ду», «Лицо со шрамом» и вечно недовольный фандом
 
19Ноль кадров в секунду – 317: It's-a me, Mafio
 
5ЕВА – 373: аBNAлитика
 
6Телеовощи – 340: Тариф 2 ГБ
Ещё

Новые комментарии