Реклама
   
   
«Чужой: Ромул» хвастается мировым лидерством в прокате Забрызганный кровищей Боб Оденкёрк на первом кадре экшена «Никто 2» Indiana Jones and the Great Circle получает дату выхода и порт на PS5 Шпионы Ричард Гир и Майкл Фассбендер на первом кадре сериала «Агентство» «Мир Юрского периода: Воскрешение» загнал Скарлетт Йоханссон и Махершалу Али в поля (фото)

Аванпост

Здесь был Ридли

В современной российской киноиндустрии всё ещё не так много режиссёров, регулярно и целенаправленно выпускающих зрительские фильмы, цель которых — просто сделать аудитории приятно и интересно на пару часов. Чаще всего приходится иметь дело либо с титанами авторского кино, которые снизошли до чаяний широкой публики, либо с однодневками, ставящими очередную безликую комедию или ужастик и навеки исчезающими с горизонта. А из оставшихся часть снимает исключительно какую-нибудь дичь. Зато другая часть регулярно выдаёт вполне приемлемый, а то и вовсе замечательный продукт. Похоже, режиссёр Егор Баранов — из их числа, а его последний фильм — как раз такой вот продукт.

Хотя чисто внешне «Аванпост» — эдакий монстр Франкенштейна, сшитый из кусков разных произведений. Странный кадавр, который по всем законам логики и здравого смысла должен разваливаться от малейшего движения: слишком много важных героев, стилистических решений, идей, поджанров, цитат и заимствований… Всё это просто не может работать как единое целое. Не должно. Однако почему-то работает. Кадавр оказывается на удивление ладным и даже симпатичным: живёт, дышит, двигается и… вызывает искреннюю приязнь. Крестьяне с вилами и факелами стоят в недоумении.

В первую очередь «Аванпост» — это отличный фантастический боевик, безо всяких трусливых поправок на страну происхождения. С добротными актёрскими работами, качественной режиссурой, интересной концепцией, крепким сюжетом и хорошим темпом повествования. Во вторую — занятное признание в любви работам Ридли Скотта, причём сразу нескольким и очень разным.

Первая часть фильма вызывает уверенные ассоциации с «Бегущим по лезвию»: Москва будущего — город мрачный, тёмный, наполненный неоном и подглючивающей голографической рекламой. Здесь сочетаются пресловутые хай-тек (в виде снующих туда-сюда дронов и сверхсовременных квартир состоятельных москвичей) и лоу-лайф (грязные трущобы с нищими мигрантами, злачные ночные клубы и занюханные подворотни, где творятся недобрые дела).

Через некоторое время повествование перемещается за черту города, и действие начинает напоминать «Падение „Чёрного ястреба“»: обвешанные сверхсовременным обмундированием бойцы бредут по обманчиво пустынному урбанистическому пейзажу и принимают бой от неизвестного противника. Пули летают, бойцы показывают себя то матёрыми профессионалами, то напуганными мальчишками, но всё же продолжают делать своё дело — и умирать.

Наконец, ближе к финалу сюжет сворачивает на религиозно-экзистенциальные рельсы «Прометея», задаётся соответствующими вопросами, использует соответствующие визуальные образы. Однако там, где «Прометей» оставлял многозначительные пробелы в повествовании, «Аванпост» творит несусветное — даёт ответы, объясняет мотивации персонажей и смысл происходящего. Видимо, если не ставить своей целью задний проход «Чужого», то можно и так.

Но самое шокирующее — что всё это вместе связывается в на удивление цельное и вменяемое повествование, вопросов к которому не то чтобы совсем нет, но касаются они в основном нюансов и технических деталей. И пусть визуальной составляющей фильма ощутимо не хватает голливудского лоска и соответствующего бюджета (что, впрочем, не означает, будто в картине нет зрелищных эпизодов, — просто их далеко не так много, как могло бы быть), зато «Аванпост» прекрасно держит повествовательный ритм и интересно создаёт, а потом постепенно раскрывает интригу. Следить за всем этим настолько захватывающе, что два с половиной часа пролетают практически незаметно.

Большую часть этого времени камера следит за судьбами четырёх персонажей (двух мужчин и двух женщин), которые переплетаются довольно занятным образом и постепенно складываются в фигуры куда более затейливые, чем банальные любовные многоугольники или узы воинского братства. Все артисты на своих местах, но если и выделять кого-то, то Петра Фёдорова, который настолько же органично смотрится в «Аванпосте», насколько неестественно выглядел в «Дуэлянте», а его герой Юра вышел самым интересным и самым неоднозначным изо всей четвёрки. Впрочем, все герои, в том числе второстепенные, тут выписаны с любовью и старанием (пусть местами сценарист и злоупотреблял учебником по психоанализу). И хотя необходимость присутствия некоторых персонажей в сюжете, скажем так, не очевидна, никто из них не выглядит и не ощущается совершенно лишним.

Самые же противоречивые чувства вызывает концовка, которая, с одной стороны, полностью закрывает основной конфликт фильма, а с другой — оставляет слишком много недосказанности в отношениях персонажей и, по сути, бросает их в подвешенном состоянии: перед героями встаёт новая масштабная проблема, с которой им предстоит разбираться в гипотетическом сиквеле. В итоге вместо внятной точки в финале получаем смазанное многоточие. Это не то чтобы кардинально портит впечатление, но вызывает лёгкое недоумение.

Как-то так вышло, что при всей вторичности отдельных элементов «Аванпост» в целом смотрится свежо и самобытно. Фильму удаётся весьма удачно их сочетать и ходить по тонкой грани между эклектичностью и трэшем, ни разу не сваливаясь во второе, и не терять при этом собственных лица и характера. А ещё, как ни парадоксально, он не кажется таким уж глянцевым и просчитанным, как подавляющее большинство блокбастеров, что голливудских, что отечественных, — есть в нём что-то живое и искреннее, заставляющее думать, что создатели вложили в своё детище немало энтузиазма и душевных сил, а не просто освоили бюджет и изучили фильмографию Ридли Скотта. Тоже дорогого стоит, знаете ли.

   
   
Поделиться:
Владислав Никиткин
5 декабря 2019

 
Оценка автора
Кино
Читательский рейтинг
57%
Ваша оценка

Оценки авторов КГ

  • Михаил Судаков«Кино»

  • Юрий Лущинский«Кино»

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 647: «Мегалополис», «Огниво», «Шоу субботним вечером», вторая «Догма», подстава от Рэйчел Зеглер
 
5ЕВА
 
 
1Телеовощи – 575: Медовуха из мёда
 
0Ноль кадров в секунду – 553: Неделя обновлений
 
0Лазер-шоу «Три дебила» – 646: «Граф Монте-Кристо», бразильский Comic Con, «Беляковы в отпуске», «Моя старая задница»
 
6ЕВА – 607: Китайский Disney
 
8Телеовощи – 574: Первый контакт отменяется
 
4Ноль кадров в секунду – 552: Семья в космосе
 
24Лазер-шоу «Три дебила» – 645: «Джокер: Безумие на двоих», «Веном 3», «Ужасающий», анонс «Джуманджи 3», бухтящий Тарантино
 
6ЕВА – 606: Что делать с миллионами
Ещё

Новые комментарии