Несмотря на некоторые положительные качества «Джека — покорителя великанов», зрители довольно быстро забудут об этом фильме. Он сольётся в памяти вместе с десятком других умеренно-неплохих фэнтези, преимущественно — из прошлого века. А вот факт коммерческой несостоятельности картины Брайана Сингера может стать в какой-то степени знаковым событием для индустрии. Это очередной и, пожалуй, самый наглядный пример того, что прогрессивному человечеству откровенно наскучили классические сказки, снятые в привычном стиле.
С точки зрения сюжета и режиссуры, подобное кино могло бы запросто появиться и тридцать, и шестьдесят лет назад — похожим образом в своё время адаптировали достаточное количество историй из народного фольклора. По современным же меркам тут всё слишком предсказуемо и банально — развитие сюжета, простые персонажи, стилизация мира по ту сторону экрана. Даже экшен — и тот какой-то специально не выдающийся. Не в смысле «плохой», нет – но соответствующий уровень голливудской постановки мы видим не реже, чем пару раз в месяц (а летом и того чаще).
Вообще, так и тянет провести параллель между «Джеком» и недавним «Озом» — похожие на первый взгляд, они имеют важные различия. Сэм Рэйми, снимая, в общем-то, откровенно детское кино, иногда позволял вставить в него что-нибудь инородное – взять хотя бы неоднозначные отношения главного героя с многочисленными женщинами или обезьяну в роли местного негра. Тут можно начать дискуссию: дескать, такая многослойность не делает обычную сказку лучше, но мы сейчас не совсем об этом. Просто на таком контрасте становится очевидной нарочитая простота ленты Сингера, где абсолютно все приёмы, посылы и мысли лежат на поверхности.
Впрочем, не хочется ругать «Джека» за излишнюю академичность — ведь он получился вполне приятным фильмом, где всё держится на пусть и одномерных, но всё равно обаятельных героях. У режиссёра «Людей Икс» неплохой навык представлять в ярком свете образы персонажей, никак их, по сути, не раскрывая по ходу истории. Вот взять протагониста в исполнении Николаса Холта — этот парень с самой первой минуты находится уже в финальной точке своего развития: сразу понятно, по какому пути и с каким багажом он придёт к развязке. При этом наблюдать за ним всё равно интересно — даже некоторые особенности деревянной игры актёра почему-то вызывают умиление. Ну, или Макгрегор с Туччи, у которых тоже заклишированные амплуа — меланхоличный смельчак и хитрый гад с высоким скиллом коммуникабельности. Сотню раз уже таких товарищей встречали — и всё равно эти двое привлекают определённое внимание.
Великаны тоже обычные и сказочные — невероятно тупые, мерзкие в быту и почему-то проживающие исключительно в мужской коммуне. Не считая генерала, которого так и хочется назвать Дэйви Джонсом, чудовища представляют собой практически абстрактную злую силу без вменяемой мотивации — они существуют только ради того, чтобы в очередной раз обидно проиграть из-за какой-нибудь сюжетной условности.
Взаимоотношения героев с великанами формирует соответствующий сюжет, вопросы к которому лучше вообще не задавать. Представьте, что бабушка (или дедушка) читает вам что-нибудь из русского и народного (на худой конец мифы Древней Греции) — вот тут примерно то же самое. Всё нормально ровно до тех пор, пока не пытаешься анализировать события на полном серьёзе, без скидок на сказочность.
Единственный серьёзный вопрос к постановщику — неужели хотя бы здесь он не мог обойтись без своей любимой серо-стальной стилизации картинки? Понятно, в комиксах с претензией на реалистичность это уместно. Но, Брайан, зачем так обесцвечивать фэнтези, где и без того всего три локации на полтора часа? А ведь кто-то посмотрит это в 3D!..
В остальном же всерьёз приводить претензии к «Джеку» сложно. Это всё равно, что поочередно критиковать все существующие приёмы кинематографа за последние лет сто. Магия кино тут всё-таки работает — другое дело, что за, простите, кардинально новым опытом вам явно не сюда. Зрители в своей общей массе либо устали от традиционных сказок вовсе, либо подсознательно ждут чего-нибудь вроде «Звёздной пыли» или вообще какого-нибудь постмодерна. Такого, что действительно могло бы удивить.
И за подобные желания едва ли стоит кого-либо осуждать.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: