Люди любят зрелища. Люди любят фильмы про фокусников. Люди любят истории про грабителей. Люди любят чувствовать себя умнее персонажей, которых водят за нос в рамках многослойных афер. И, подобно боссу Команды А, люди «любят, когда план срабатывает». «Иллюзия обмана» – зрелищный блокбастер про фокусников-грабителей, исполняющих многослойную аферу по планам, которые срабатывают. Рецензию на этом, собственно, можно заканчивать, но нет уж, для этого мы слишком любим наших читателей и уважаем голливудских творцов.
Среди которых, надо заметить, явно затесалось несколько волшебников. Это ведь настоящее чудо: фильм, остающийся и вменяемым, и увлекательным даже при том, что большая часть его диалогов состоит из объяснений происходящего, разжёвывания важных сюжетных моментов или бережного развешивания ружей по стенам для будущего артобстрела. Творения про аферы и фокусы без объяснений трюков вообще не обходятся, конечно, но «Иллюзия обмана» из них состоит практически целиком. Даже зрелищные экшен-сцены, неожиданно проклёвывающиеся во второй половине фильма – и те оказываются под завязку напичканы иллюзиями и карточными трюками.
Их настолько много, что на раскрытие многочисленных героев у картины фактически не находится времени. Проблема? Не для наших фокусников. Они нашли отличный, очень действенный трюк: собрали на экране ансамбль из талантливых актёров, с лёгкостью оживляющих и наделяющих глубиной персонажей, изначально обрисованных лишь лёгкими, едва заметными мазками.
Так, Майкл Кейн, ещё недавно подтиравший задницу помешанному на летучих мышах богатею, на сей раз сам перевоплотился в эксцентричного миллионера, мечтающего оставить свой след в истории (пусть даже чужими руками). Добродушие, самоуверенность, опасность и слабость – Майкл с лёгкостью переключается между совершенно разными ипостасями, но делает это до того плавно и красиво, что ни одна из них не выбивается из личности его персонажа. Морган Фримэн получил, возможно, самую идеальную роль в его карьере: роль официального объяснителя. О том, как здорово Фримэну удаётся объяснять сюжеты и служить рассказчиком, уже неоднократно пошучено (в том числе и у нас на сайте), но шутки шутками, а талант – талантом. И роль человека, раскрывающего трюки фокусников даже ценой их карьеры – она сидит на нём, как влитая. Ну а Джесси Эйсенберг своей природной харизмой помогает Дэниэлу Атласу, «первому среди равных» в четвёрке воров-магов, не пасть жертвой его самовлюблённости и заносчивости – каждое действие и каждый выпад парня заставляют лишь сильнее болеть за него, в то время как иного умника за такое поведение захотелось бы размазать по асфальту. По большому счёту, разве что младший из команды фокусников долгое время производит впечатление не четвёртого, а пятого колеса, но даже это оказывается иллюзией: вскоре он превращается в эдакого Джейсона Борна, воспитанного Гудини, и монополизирует все самые зрелищные сцены фильма.
«Чем внимательнее смотришь, тем меньше видишь».
А вот романтическую линию в «Иллюзию обмана» добавили совершенно напрасно. Впору подумать, что изначально её в сценарии и не было, до того она бессмысленна и притянута за уши. Но нет, Голливуд ведь не может позволить рождение летнего блокбастера, где никто никого не целует, обещая вместе отправиться на закат. И плевать, что глубина и целостность характеров в остальном замечательной парочки агентов, расследующих дело «Четырёх всадников», страдает от решения выдать их напрашивающиеся взаимоуважение и симпатии за влюблённость – все ведь знают, что только перспектива поцелуйчиков может убедить девушек пойти в кино! Ведь правда?..
Причём дело явно не в том, что сценаристам не хватило смелости. Не всякий автор рискнёт представить зрителям фокусников, собрать их вместе вокруг одной очень эффектной тайны, дать им как следует позажигать… а потом, добрых полчаса спустя задвинуть их на задний план и до конца фильма переключить всё своё внимание на пару детективов, которых до этого там банально не было. Это рискованный шаг, способный легко разозлить зрителей: спросите хотя бы геймеров, чуть не сожравших авторов MGS2 за попытку провернуть подобное лет пятнадцать назад. Но как тогда, так и сейчас у этого рискованного шага была очень разумная причина: смена героя, глазами которого воспринимается история, идёт ей на пользу. Фокусы интереснее, когда на них смотришь со стороны. Планы впечатляют сильнее, когда их не знаешь заранее. А в величие людей тем проще поверить, чем реже ты их видишь (или, цитируя народ: «Принцессы не какают»).
К тому же, без четвёрки персонажей, бегающих вокруг команды фокусников, не получилось бы и чисто детективной игры «Выяви истинного вдохновителя происходящих событий» – одного из центральных аттракционов в «Иллюзии обмана». Увы, сказать о нём хоть что-то большее – значит дать потенциальный намёк к разгадке, а спойлеры здесь никто не любит. Потому – закруглимся.
«Чем внимательнее смотришь, тем меньше видишь» – воистину так. Зрители, после «Престижа» и ему подобных произведений искренне убеждённые, что произведения об иллюзиях должны быть наполнены глубиной и драмой, будут весь фильм чесать затылок и думать, что их обдурили. А ведь стоит откинуться в кресле и чуточку расслабиться, как становится видно: перед вами самый настоящий развлекательный летний блокбастер. Неглупый, зрелищный, мастерски разыгранный, в нужных местах напряжённый, и умеющий удивлять. Красивое шоу от людей, любящих обманывать, для публики, обожающей обманываться.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: