Вот и закончился четвёртый сезон «Дружбомагии». Люди, на дух не переносящие разноцветных лошадок, могут вздохнуть спокойно: если только я не решу написать рецензию на сезон в целом или уделить пару статей созданному фанатами контенту (хотя, может, и стоило бы – и то, и другое), то до 2015 года КГ больше не придётся терпеть наплыв регулярных обзоров по этому сериалу.
Но это так, к слову. Что же до самого двухсерийного финала…
Я бы и рад сказать, что он был идеален. Это было бы здорово. В каком-то смысле я порадовался бы и возможности разнести его в пух и прах – это было бы просто. Но вместо этого планку качества в «Королевстве Твайлайт» носило от охуенности до говна с привкусом клиники и обратно с активностью брейкдансера, подхватившего эпилептический припадок посреди выступления. И пусть в целом я скорее доволен, чем нет, всё равно очень обидно видеть, как отличную в основе своей финалку тянет вниз ворох глупых, зачастую совершенно лишних проблем.
С них и начнём – тем более что так поступает и сама серия. С первых же минут Твайлайт Спаркл ведёт себя строго противоположно своему характеру. Девушка, сезон с гаком парившаяся из-за того, что статус принцессы и аликорна влияет на её жизнь и отношение окружающих, внезапно начала жаловаться, что ей не дают как следует править. «Чего это у всех есть что-нибудь в подчинении, а в помощи меня великой нет никакой нужды? Я ХОЧУ БОЛЬШЕ!»
–
заявляет она, словно ей переключили какой-то невидимый тумблер, мгновенно и без каких-либо видимых причин меняя своё отношение к статусу принцессы. А заодно забывая, что та же Кейденс своё королевство получила только после свадьбы. И что петь про «Я хочу больше!» – удел Принцесс Диснея, а по совместительству заезженный десятилетиями штамп.
И ладно бы в этом был хоть какой-то смысл, но ведь нет: её идиотские, не стыкующиеся с персонажем переживания ещё и не влияют на историю сколь-нибудь заметным образом. Убери их – и сюжет пошёл бы ровно по тому же пути, просто у авторов оказалось бы больше времени на устранение дыр в центральном повествовании. Тирек всё равно восстал бы, Дискорд всё равно перешёл бы на его сторону. Принцессы всё равно отдали бы свои силы Твайлайт. И так далее до самого конца – включая персональный замок Твай, который она получила бы независимо от желания и который приняла бы при любом раскладе – просто приняла бы его как бремя, достойное несения, а не как «Наконец-то мою власть официально признали».
К слову, о Дискорде. Ну что за бред, а? Бога хаоса и обмана провёл первый попавшийся злодей. Провёл буквально ничем. Люди вон считали неправдоподобным то, как быстро он привязался к Флаттершай, – но там хотя бы в саму концепцию «Дискорда победили, показав ему настоящую дружбу» было легко поверить, и претензии были лишь к нехватке времени на создание полноценной связи между ними. Идея же, что Дискорд вот так на пустом месте взял и поверил Тиреку – она просто смешна. В том числе и потому, что Тирек ему нафиг не сдался: если бы Дискорд хотел предать своих друзей, то он уже давно стал бы правителем Эквестрии – элементы гармонии-то были угроблены в начале сезона, и их замену Твай и Ко получили лишь благодаря его же посильной помощи.
В общем, одного из лучших персонажей в сериале натурально так опозорили – и опять же без явной на то причины. Ведь не надо было ничего менять – всё происходившее в эпизоде было предельно логично…
…Если предполагать, что всё это – план Дискорда.
Сами посудите: он знал, как открыть сундук с новыми способностями для шестёрки защитниц мира. Он знал, как получаются ключи. Он знал, что у героинь есть пять ключей и не хватает лишь одного – ключа Элемента Дружбы (как же меня достало, что в сериале его зовут Элементом Магии), ключа Твайлайт. Оркестровать ситуацию, где этот ключ будет-таки создан, – более чем логичное решение. Конечно, если полученный урок должен быть искренним, то Дискорду пришлось бы промыть себе мозги, чтобы это сработало, – но мы ведь знаем, что подходящая способность у него имеется, так что такой вариант был бы в разы логичнее того, что мы получили.
Увы, это вам не «Баффи», где засилье центральных женских персонажей не умаляет важности парней и где нет ничего недопустимого в том, чтобы мир спасла не главная героиня, а один из её друзей, – покуда это делает лучше историю. Нет, мы говорим о мужененавистническом мультике, где даже круглый стол чётко демонстрирует общее неравенство: из восьми друзей лишь девушки удостаиваются полноценных мест, а на двух парней приходится один стульчик-придаток рядом с повелительницей.
Я преувеличиваю, конечно, но куда меньше, чем казалось мне в начале сериала. При взгляде на MLP теперь мне становится очень смешно наблюдать за воем о неравенстве, поднимающимся на Западе по любому поводу. Не потому, что неравенства нет. А потому что пора уже понять: привычка групп людей заботиться в первую очередь о тех, кто входит с ними в одну группу, – это не особенность каких-то конкретных групп. Это особенность человечества в целом. И притесняемых отличает от притесняющих лишь наличие возможности притеснять. И это нормально.
Но я отвлёкся. Этот эпизодник и так быстро становится одним из длиннейших на сайте, а я ведь ещё даже с недостатками не закончил.
Знаете, как воспринимается появление рекапов старых событий посреди данного эпизода? Как оскорбительное неуважение к зрителям. Причём непонятно откуда взявшееся, если честно. Я хотел было привести моё любимое «Время приключений» в качестве примера сериала, уважающего своих зрителей-недорослей достаточно сильно, чтобы без каких-либо флэшбэков продолжать линии полуторасезонной давности… но потом осознал, что в самой «Дружбомагии» до сих пор умудрялись продолжать сюжетные линии без излишнего пояснительства в духе «А помните каждую серию, где проводилось тестирование ваших Элементов? Ну так мы напомним!». Унылая трата времени, фу так делать.
И, наконец, последняя проблема: Hasbro. Одна из немаловажных причин успеха четвёртого поколения – то, что мультфильм шёл впереди игрушек. Сначала сочиняли дизайны для сериала, а потом уже думали, как преобразовать его для продажи девочкам. Потому он и смотрится в 2D лучше, чем в 3D. Но теперь явно пошла мода сначала придумывать новые игрушки, а потом уже заставлять сценаристов и художников впихивать их в сериал – любыми доступными средствами. Получается, кхм, не очень. Что новые формы шестёрки, что замок Твайлайт – они ужасны. А ещё – откровенно девчачьи, даром что одной из занятных особенностей «Дружбомагии» была способность делать хорошо и красиво для всех, пусть и с перевесом в сторону женской аудитории. Было, проще говоря, ощущение, что авторы понимают: женские вкусы не описываются фразой «Больше розового, блестяшек и стикеров!!!1111».
И да, дать Твайлайт убогий мини-замок ради продажи игрушек, напрочь игнорируя напрашивавшееся по сюжету восстановление старого замка принцесс, – убогое решение. Повторюсь: фу так делать.
Ох. Всё. С недостатками покончено. Что же до достоинств, то прошу не надеяться, будто я потрачу на них столько же времени, – и так текст превысил все мыслимые рамки. К тому же меня, если честно, так и тянет отделаться фразой «А всё, что я не раскритиковал, было очень круто». И это, на самом-то деле, очень серьёзный комплимент. Пусть я и потратил на разбор косяков финала тысячи знаков, если вы прикинете их общую длину, то она вряд ли перевалит за пять минут. Из 40-минутного эпизода. Да, мне очень жаль, что эпизод вышел настолько неидеальным, тем более когда большую часть проблем можно было бы легко устранить, но моя выработанная годами «Ложек дёгтя» привычка подробно разбирать проблемы хороших произведений не отменяет того факта, что в эпизоде хорошего было куда больше, чем плохого, а то хорошее, что было, иногда оказывалось даже не хорошим, а крышесносяще охуенным.
В первую очередь, я, разумеется, говорю про Супер Сайяновскую трансформацию Твайлайт и последовавший за ней эпичных махач между Твай и Тиреком. Почти две минуты зрелищных телепортаций, полётов, вмазывания друг-дружки в несчастные скалы и перебрасываний файерболлами, в разы превосходящими сражающуюся пони по размеру, – это, блин, круто. Сериал для девочек вдохновляется одним из самых мальчиковых аниме-сериалов (Dragon Ball, если кто не понял) – вот это поворот! А по пути – пример того, как правильно работают авторы сериала, когда им не мешают люди в зелёных халатах из Hasbro.
Во вторую – про Дискорда. В третью – про Тирека. Причём именно дуэт у злодеев не задался по уже упомянутой причине – глупо смотрится вся эта линия с легковерным богом раздора. Но в остальном оба персонажа были поистине шикарны. Дискорд продолжил вести себя как ехидный беспредельщик, но при этом мягко и ненавязчиво (если можно считать ненавязчивым действия, синонимичные фразе «Перечитайте свой дневник, дурочки, я даже выделил места, где хранятся ответы на все ваши проблемы») помогал подругам, умилительно взаимодействовал с Флаттершай и даже подарил цветы Селестии, подливая масла в и так не гаснущий огонь в сердцах шипперов.
Тирек же сильнее всего понравился мне поначалу, когда он выглядел старым, умным и хитрым, а не мускулистым и хамоватым. При этом, однако, не могу сказать, что его не следовало менять по ходу эпизода. Да, он стал менее интересным, но этот недостаток нивелируется самим фактом его постоянной эволюции, причём эволюции логичной. Пока он слаб – ему приходится думать, осторожничать, заманивать, играть словами, но чем сильнее он становится, тем реже в этом возникает необходимость. Не раз и не два я видел истории о том, как развращает сила, однако чаще всего они рассказывают о добряках, становящихся негодяями, и выглядит это как рекламная акция от власть имущих: «Не стремитесь к вершинам, работайте на нас и будьте хорошими, праведными людьми!». «Падение» Тирека в этом плане куда интереснее, поскольку он – чистой воды злодей. И власть его именно развращает, а не делает хуже.
В-четвёртых, одна забавная мелочь. Первая же сцена финала поднимает тему «Спайк – герой Кристальной империи». Делает это коротко и эффектно, за считанные секунды объясняя всё необходимое. И это сводит на нет весь смысл в существовании предыдущего эпизода, «Эквестрийских игр». Серьёзно, статус Спайка был единственным важным «миростроительным» элементом того проходного эпизода. И теперь я могу смело сказать, что с тем же успехом его могло не быть вовсе. Не знаю, правда, считать ли это достоинством или недостатком финалки…
Ну и на этом, упомянув на прощание об очень забавных сценках, где Твайлайт училась контролировать свежеобретённые силы всех аликорнов (упоминание закончено), я объявляю и этот безумно длинный текст, и разбор четвёртого сезона My Little Pony: Friendship is Magic закрытыми.
До новых встреч на просторах Эквестрии.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: