ДРКГ-15: Всеяредакция отмечает День рождения КГ Новости аниме — лучшее за неделю У восьмого сезона «Игры престолов» будет несколько концовок Обсуждение презентации Apple в прямом эфире: iPhone X, Apple TV 4K и не только Вонг Карвай снимет многосерийную криминальную драму по сценарию автора «Убойного отдела»
15
ИГРЫ
 
Прямая ссылка на новость:

Ретроспектива серии Metal Gear, часть 6

Прошлые части ретроспективы: 1, 2, 3, 4, 5

Четыре недели потратить на две игры… Похоже, я учился словоблудию у самого Кодзимы, не? Мой могучий, непоколебимый и дружелюбный, словно сам Кратос, братец Талант явно запер сестрицу Краткость в тёмном чулане на самом дне охраняемой драконом башни (прятать дев на вершине может каждый, а он для такой банальности слишком даровит). Мне не жалко, конечно, – интернет не бумага и терпит любые объёмы… Но сегодня разнообразия ради и балансу для мы поговорим сразу о нескольких проектах.


И начнём с вышедшей незадолго до MGS2 игрушки для Game Boy Color:

Metal Gear: Ghost Babel

…за пределами Японии также известный под кодовым именем «Мы думаем жопами вместо задниц (нет, это не опечатка – откуда у них вообще головы?) и потому назовём совершенно новую игру просто Metal Gear Solid, пусть это и самодостаточная новая часть, а не демейк». Это, кстати, нормальное дело для американцев тех лет – называть портативные итерации серий точно так же, как крупные их части, хотя это принципиально разные произведения, и нормальные игроки, знай они об этом, могли бы купить и то, и другое. Сюда можете вставить цитату из Задорнова по вкусу, а я замечу лишь одно: американцы со своей охуенной политикой поименования идут есть бургеры, приправленные кровью свободы. А лично я буду звать игру Ghost Babel – как, кажется, и делают все сколь-нибудь вменяемые поклонники серии. И вам советую то же.

Что до неё самой… Вооооот. Вот почему роль ретроспектра взвалили именно на меня! Потому что я, пресвятая фекалия всех развоняй, страдаю, когда меня заставляют играть во что-нибудь убого древнее, устаревшее и уродливое. А кто ж не любит смотреть на чужие страдания, да? Садюги. Профсоюза на вас нет.

Ну какому идиоту пришла в голову светлая мысль в 2000 году выпускать игру под древнее убожество по имени Game Boy Color? Что, блин, кто-то перепутал направления при смене веков и случайно урулил в каменный вместо 21-го? На прилавках уже PS2 лежала, а вы сделали игру для недоразвитого портативного братца NES? Как так, а? Что, с Game Boy Advance хотя бы не судьба была поработать?..

…Что, простите? GBA вышла только в 2001 году?.. Вы ведь шутите, правда? Нет?.. Проклятье, Nintendo, твоего ж Сатору об Ивату. 8-битная консоль в двадцать первом веке, что может смотреться естественнее? Примерно как неандерталец в клубе для джентльменов из высших слоёв общества, которого никто не может согнать с насиженного места тупо потому, что у него есть дубина. И жадная до денег бабушка, стоящая за спиной да подманивающая богатеньких детишек любимыми с детства конфетами под удары дубины. Слава богу, что в итоге это заколебало великих и непорочных создателей шедеврального EyeToy, а то бы мы до сих пор жили, не зная, что портативные игры не обязаны плавить глаза, а лишённая конкуренции бабушка продолжала бы холить и лелеять своих неандертальцев и просроченные конфетки.

И ладно бы гнилой картинкой всё ограничивалось – тем более что она, как ни странно, выглядит куда менее отвратительно, чем можно было ждать от допотопного GBC. Да, цвета хреновые. Да, полковник Кэмпбелл смотрится, словно изголодавшийся по мозгам зомби. Но Снейк легко узнаваем и удачно, пусть и простенько, анимирован – так что любой бородатый ретрогеймер сможет смириться с графикой даже без операций по ухудшению зрения (а больше за такую игру никто по своей воле не сядет, сами понимаете). Но вот всё остальное…

Размеры игры смехотворны. 13 глав, каждую из которых можно пролететь за 10-20 минут? И после этого Modern Warfare обвиняют в малой продолжительности… Причём ладно бы игра была просто короткой, однако всё куда печальнее. Всё настолько печально, что сложившаяся ситуация чувствовала бы себя как дома на слёте эмо, а я вынужден придумать игре ещё одно прозвище: «Затягивание: The Game». Можно долго объяснять, как локации построены с целью максимизации бэктрэкинга для всех, кто не знает на 100%, в каком порядке надо посещать комнаты и подбирать предметы. Рассуждать об издевательском запрете на передвижение под камерами. Припоминать поездки на лифтах – особенно последние две, длящиеся секунд по 30 каждая, при полном отсутствии хоть какого-то действия или смысла (если, конечно, не считать это отсылкой к Neon Genesis Evangelion). Но лучше я расскажу вам о самом запоминающемся (или, если точнее, врезающемся в память, словно одетый в платье пышнобровый гиппопотам на скейтборде) уровне игры.

Видите ли, жители Гиндры (африканской страны, где происходит действие игры) – они не просто так купаются в бедности. Причины становятся предельно очевидными при посещении локации, специально построенной для доставки коробок в разные отделения склада. Начинается всё просто и логично: посылку ставят на конвейер, она проезжает до пункта автораспределения, и машина по цвету коробки определяет, куда её слать дальше: если коробка жёлтая – направо, если красная – налево, если синяя – назад. Однако это ведь позволяет развозить посылки лишь в три места, что явно не устроит целую страну, так? Не бойтесь, гиндрийские учёные нашли выход! После первой проверки коробку ждёт вторая, третья и многие другие! Так что не волнуйтесь: все красные коробки среди жёлтых успешно поступят в точку B, а все синие среди этих красных – в точку C, и так далее. Точке А же останется довольствоваться тем ничтожным процентом жёлтых коробок, что не удосужились сменить свой цвет между двумя проверками.

Надеюсь, всем понятна безмерная гениальность этой системы? Потому что я хочу перейти к сути, о которой и так должны были догадаться те из вас, кто мало-мальски знаком с серией. Суть уровня заключается в том, что Снейк надевает на себя коробку, встаёт на транспортёр, терпеливо едет до перекрёстка, меняет коробку, едет дальше, меняет коробку, едет дальше… а после повторяет это ещё раз пять, чтобы добраться до каждой из точек назначения. И да, в ходе этого путешествия ты можешь лишь менять цвет коробки – больше ничего. И опять же да, поездки эти длятся отнюдь не по паре секунд.

Другой отвратительной чертой игры является интерфейс. У GBC всего две основных кнопки. ДВЕ. Даже в Metal Gear 2 управление было сложнее, а Ghost Babel ведь пытается подражать более сложному MGS. В итоге, чтобы поползти, надо нажать select. Ну, знаете – самую неудобно расположенную кнопку на геймпадах? Впрочем, мы-то играем на эмуляторах и селектом можем сделать что захотим, так что эта беда осталась в прошлом вместе с людьми, игравшими в Ghost Babel на настоящем GBC. Куда веселее дела обстоят с переключением предметов. И речь даже не о том, что и их, и кодек авторам пришлось забросить в одно меню. Беда в самом решении авторов отказаться от обычного инвентаря в пользу двух проматываемых менюшек в стиле MGS. Они, похоже, не подумали, что в MGS такие меню работали исключительно потому, что ты видел на несколько позиций прокрутки в обе стороны и потому всегда знал, где же завалялся нужный предмет. GBC на такие красоты не способна, а потому здесь игрок видит лишь выбранный предмет. В какую сторону мотать инвентарь? На сколько позиций? ХЗ, и это незнание маленьким, но раздражающим и мелко вибрирующим гвоздиком торчит в нервах всё время игры в GB.

Вообще мне, наверное, не стоило бы так активно углубляться в ложкодёгтьство, особенно в случае с игрой, в которую практически никто из вас не играл и играть не будет. С другой стороны, мне-то пришлось, так не пропадать же добру. А значит, поговорим о сюжете.


Увы, рассказывать особо нечего. Мы попадаем в мир, где не было событий MG2 и MGS. После первого своего задания Снейк стал Героем, был активно распиарен СМИ, впал от этого в депрессию и удрал на Аляску пить ушанки и носить водку. Но потом Metal Gear снова украли террористы, надеющиеся с его помощью вернуть независимость Гиндры – страны, где по странному стечению обстоятельств торчит крепость, известная под именем Outer Heaven. Именно туда отвозят Metal Gear похитители, и именно туда приходится вернуться Снейку, чтобы окончательно разобраться с прошлым.

…Meh. История банальна и насквозь пропитана штампами серии. Только если Кодзима регулярно брал собственные штампы и извращал их до неузнаваемости, то сценариста Ghost Babel на это не хватило. Скажем, угадайте, кто из трёх новых персонажей оказывается предателем: красивая девушка, харизматичный наёмник или неприятный агент правительства? Причём в какой-то момент игра даже пытается сделать вид, что выбрала неожиданный и жестокий, но весьма правдоподобный ответ, да только потом, пересравшись от собственной наглости, идёт на попятную.

И в итоге единственной забавной идеей получается сама суть местной шайки злодеев. Знакомьтесь – Black Chamber. В этой вселенной, когда Снейк спас мир в Outer Heaven, про него и FOXHOUND узнали во всём мире, превратив секретную правительственную организацию в суперзвёзд. Ни о каких скрытных операциях в такой ситуации не могло идти и речи, а потому Гончих сделали мальчиками для обложек, в то время как ради исполнения реальных операций в их тени были собраны Чернокамерщики. Не очень реалистичная, но всё равно красивая идея, которая становится ещё красивее, когда ставших слишком опасными Чернокамерщиков вырезают силами тех самых Гончих, чьими тенями ребята преданно служили всё это время.

Увы, как бы любопытна ни была история Black Chamber в целом, при ближайшем рассмотрении все её члены и влагалища оказываются лишь толпой фриков, созданных, чтобы разбавить игру схватками с кем-нибудь посложнее обычной солдатни, но почему-то всё равно считающих своим долгом перед смертью вывалить на уши бедняги Змейка ушат своих воспоминаний. И судя по тому, как при начале флэшбэков тишину неизменно сменяет заунывно-печальная композиция (кстати, у GBC ужасный звук, если кто-то вдруг сомневался), мы явно должны печалиться из-за их тяжкой судьбины. Ха. Ха. Ха.

Главная беда сюжета, однако, не в бессмысленных боссах или общей банальности. Нет, проблема куда серьёзнее. Внемлите же!

Сам-то я не гик и любого, кто скажет иначе, забью насмерть своей коллекцией фигурок и комиксов. Но понаблюдав за поведением нескольких заблаговременно запертых в подвале представителей этой странной расы, я понял следующее: если ты гик, то важнейшим словом в твоей жизни является не «мама», «люблю», «бабло» или хотя бы «джоссуидон», а «канон». И нет, фотоаппараты тут ни при чём; да, знаю, это странно, и я сам был в шоке – но погуглить значение одного слова вы и сами сможете. Так вот. Любое произведение, каким бы замечательным оно ни было, мгновенно теряет половину, если не сорок пять пятьдесят вторых своей привлекательности, если оно не входит в часть канона той серии, к которой принадлежит. И тут возникает вопрос: ну кто в своём уме станет сознательно делать неканоничными игры, которым для получения заветного звания надо было лишь прописать пару строк в диалогах?

И да, это как раз та претензия к Metal Gear Solid 2, которую я недавно отложил «на потом». Виртуальная тренировка Райдена, в которой он изображал из себя Солид Снейка и выполнял миссии разной степени вымышленности, – идеальный плацдарм для внесения в канон серии практически чего угодно! Всё что требовалось от авторов – чётко прописать упоминания конкретных виртуальных миссий в сценарии MGS2. Скажем, заставить Райдена сказать Снейку: «Эй, а помнишь, как ты утопал в навозе, пробираясь к базе GLF?», чтобы последний мог удивлённо покрутить пальцем у виска и заметить, что в жизни ничего такого не делал, – и всё, Ghost Babel стал бы частью канона. А по пути можно было бы и Snake's Revange туда вбить, немножко помяв и раздвинув остальные кусочки головоломки. Но нет, авторов хватило лишь на отдельные бессмысленные отсылки, а единственной частью GB, которую можно хоть как-то записать в канон серии, стал набор здешних виртуальных миссий. Ибо вот по его окончании прямым текстов говорится, что всё это было тренировкой для Джека. А что с основной компанией? А ничего. Не было её. И к чему это всё было тогда, а?

Жаль, что идея Black Chamber не досталась какой-нибудь более стоящей игре, а то она могла бы стать основой для весьма любопытных взаимоотношений между героями и злодеями. Увы, Ghost Babel звания «стоящей» не заслуживает. Ей и существовать-то не стоит. Она не ужасна, нет. Но у неё нет ни личности, ни смысла. Даже Snake’s Revange оставила больший след в истории серии, и её авторы действительно старались создать что-то новое, пусть и не всегда успешно. Эта же игра войдёт в историю разве что своей восхитительной системой расфасовки посылок… хм. Интересно, а среди глав Почты России, часом, нет фанатов Metal Gear: Ghost Babel?..

А пока мы ждём ответа от почты (не волнуйтесь, обычно им хватает пары недель, максимум трёх-четырёх месяцев), можно и перерывчик устроить, да? Что, простите? «Обещал осветить более одного проекта за ретроспективу?». Ох, ну и негодяй этот я из прошлого! Совсем о своём будущем не думает. Наобещал с три короба, а мне расхлёбывать… Ну что ж, раз такое дело – время вновь окунуться в историческую сказку справку.


Назвать «Сынов Свободы» успешным проектом – всё равно что окрестить Луну внушительным булыжником. Проданная огромными тиражами, осыпанная наградами и титулами, признанная одной из лучших игр в истории по версии Льва Гринберга (последнее было особенно важно для Konami) – триумф MGS2 порвал те немногие мозги, что ещё оставались в целости после MGS1, и окончательно завершил переезд статуса Хидео Кодзимы на «Олимп для великих геймдизайнеров» (сорок второй Олимп, тот, что чуть севернее «Олипа художников», чуть в тени «Олимпа режиссёров» и на расстоянии самонаводящегося ракетного плевка от «Олимпа китайцев, строчащих Abibas»). Но, несмотря на всё это, маэстро Кодзима не стремился делать сиквел…Хм, у меня одного дежавю?.. А, не, простите, показалось: это просто чёрные кошки друг за дружкой под окном бегают – видать, март у них. Ладно, вернёмся к нашим Кодзимятам.

Вместо продолжения работы над детищем, принесшим ему известность, Маэстро засел сразу за два совершенно иных проекта. Сначала он вознамерился доказать всему миру, что Zone of the Enders заслуживает право на существование не только как приложение к демкам MGS, и выпустил с этой целью Zone of the Enders: The 2nd Runner – сиквел, на голову превзошедший оригинал и закрепивший за серией статус пусть не сверхпопулярной, но культовой и даже заслуживающей собственного HD-переиздания. Потом, окрылённый чувством исполненного долга, Хидео решил отложить в сторону крупные бюджеты и просто как следует поразвлечься. А так как от бума низкобюджетных скачиваемых игр для крупных платформ и ПК его отделяло целое консольное поколение, единственным выбором было создание проекта для GBA. Так родился Boktai – ролевой экшен со стелс-элементами, завязанный на уникальной фиче: в картриджи с игрой были встроены сенсоры солнечных и ультрафиолетовых лучей – единственный источник патронов для оружия героя. Отличное средство для борьбы как с пиратством, так и с совсем уж долбанувшимися хикикомори, даже в портативные игры играющими, не выходя из накрепко зашторенной комнаты.

Но ничто не вечно под луной, особенно в стране ежеминутно восходящего солнца. Свобода Маэстро от его любимого детища спешно подходила к своему концу, однако в этот раз причиной стал даже не один, а целых два диалога. Которые я, разумеется, передам вам во всей их подлинной достоверности – спасибо моему предсказывающему прошлое хрустальному параллелепипедограмму.

– Ой!
– О, вы только посмотрите на него! Ого, мальчик, ты чё такой борзый! Споткнулся об мою ногу, упал на мою тень… Совсем страх потерял, недоросль? Да ты знаешь, кто я?
– …Мистер Миямото?
– О, пацанчик, да ты умника из себя строишь?! Значит, ты знал, кто я, и всё равно натолкнулся? Где твой страх, Таро-кун? Давно мордой по говну не возюкали?.. Хотя что это я, у тебя же говно какое-то перманентно на лице прилеплено.
– …Эм… Это очки, сэр, и я не натыкался, вы поставили мне…
– Таро-кун, добрый совет. Первый – бесплатно, остальные будут стоить как Ева Адаму – по ребру за каждый. Не умничай со мной, Таро-кун, я и не таких умников топил.
– …Х-хорошо, сэр. Но я не Таро, сэр…
– Если я сказал, что ты Таро-кун, – значит, ты Тарокун. И я ещё не решил, оставить ли тебя бегать на моей кухне, или раздавить дихлофосовым тапком.
– Ээээ…
– Так вот, Тарокун. Удивительное неуважение ты ко мне проявляешь, не кажется тебе?
– Мне правда жаль, что я с вами столкнул…
– Ой, да не глупи ты, Тарокуша! Я ведь тебя насквозь вижу. И тебя, и твою историю. Ты, крыса очкастая, залез на мою территорию, начал продавать свой товар и даже добился успеха. И я даже закрывал на это глаза, думая: «Он ведь умный малый, он знает, что с хорошими людьми надо успехом делиться». Но годы идут, а ты всё никак не стремишься озарить нас своим присутствием. В чём же дело, а? Неужели юный Хидео окончательно возомнил себя Маэстро и решил, что ему закон не писан? Неужели мне надо собрать моих друзей и устроить твоему MGS «несчастный случай»?
– …Эм… Ну, на NES были два «Метал Гира»…
– Которые ты официально объявил мусором, не достойным носить «светлое имя» своей серии.
– А недавно вышел MGS для Game Boy Color…
– Ущербный неканонический выброс для умирающей портативки? Ты специально нарваться пытаешься, что ли, Таро-кун?
– …Простите. Но что же вы хотите, чтобы я сделал?
– Я хочу MGS на Game Cube, Тарокуша. И поживее. Скажем, когда там у вас намечается MGS3? Я слышал, тебе после MGS2 надо много чего объяснить своим, кхм, «фанатам»… Так почему бы не сделать всем приятный подарок и не выпустить MGS3 эксклюзивно у нас?
– …Н-н-нет.
– Прости?
– Я боюсь, это было бы крайне ошибочным решением.
– Тарокуша отрастил яйца? Тебе помочь избавиться от этого явно лишнего балласта?
– Нет, вы не понимаете. Даже если я и сделаю MGS3 когда-нибудь, хотя я не обещаю, что это случится, и вообще я надеялся навсегда уйти от этого проекта… Но даже если я вернусь к нему, никто из ваших этот шаг не оценит. Зачем им третья часть истории, которую они не слышали? Я ведь не буду делать какой-нибудь пролог, к которому может безболезненно приобщиться каждый новичок, – все знают, что я каждый раз продолжаю старые истории и подтягиваю к сюжетам столько отсылок на прошлые события, что понять суть могут ТОЛЬКО давние фанаты.
– И что же ты предлагаешь, Тарокун? Убить тебя на месте и решить все наши проблемы?
– …Н-нет. Я предлагаю начать наши дружеские отношения правильно. Выпустить у вас первый MGS, обновлённый до современных стандартов… а потом уж поглядеть по ситуации.
Ретроспектива серии Metal Gear, часть 6– Хм. Я слушаю.
– Мы отдадим разработку одной из ваших студий, поставим наши имена на коробку, пригласим именитого режиссёра для постановки роликов и вообще сделаем ремейк-конфетку, в которую будет считать своим долгом поиграть каждый: что мой фанат, что ваш. Да и любой другой нарко…
– Геймер.
– Простите, геймер, который вообще хоть что-нибудь понимает в качественном товаре.
– А что? Мне нравится эта мысль.
– Я не сомневался, что вы оцените. Кто как не вы умеет переиздавать и дополнять игры десятилетиями…
– Но-но, Тарокунчик, за языком-то следи.
– Простите.
– Ты хороший парень, юнец Хидео. Мы ещё сделаем из тебя приличного торговца мечтами и глюками. Думаю, это станет началом отличной дружбы…
– Да-да, всенепременно…

Вот как-то так на свет и появился проект, известный всему цивилизованному миру под названием

Metal Gear Solid: Twin Snakes

На первый взгляд идея проекта проста, очевидна и вполне себе умна: взять основу MGS1, к тому моменту порядком устаревшего, и перетащить её на движок MGS2, дополнив геймплей оригинала всеми фишечками сиквела. В конце концов, большая их часть изначально планировалась ещё тогда, да только вот ресурсов на их реализацию не хватило, а значит, по сути Twin Snakes должен был стать, так сказать, «режиссёрской версией» игры, воплощающей все задумки Маэстро, да ещё и делающей это на красивом современном движке.

Увы, потом приходит второй взгляд, и любому человеку, не лишённому серого вещества в своей нашейной коробчонке, становится очевидно, что «гениальность» этой идеи – лишь мираж, вызванный желанием наконец-то забыть убогие текстурки эры PS1. Прозревшему взгляду очень скоро становится ясно, что локации, расстановка врагов, поведение боссов… да всё, что касалось геймплея MGS1, было рассчитано на конкретный набор игровых функций, и привнесение новинок в арсенал способностей Снейка вмиг уничтожало баланс игры – особенно это касается стрельбы от первого лица, само собой. Обычно «Лучшее – враг хорошего» – не столько поговорка, сколько оправдание для лентяев и бездарей. Но даже самые тупые и пьяные мудрости оказываются правы раз в сотню-другую лет, и вот это – один из таких случаев.

Схожая ситуация и с обновлённой режиссурой заставок. О, Кейтаро Миура, наводнивший ролики DMC3 безумным количеством безумного безумия, – мастер своего дела, и его работа была просто обязана пойти игре на пользу, так ведь?..

…Ну, как сказать. Смотреть на неигровой экшен в Twin Snakes веселее, чем в любой другой игре серии, тут не поспоришь, – даже зарубы Райдена из MGS4 меркнут рядом с тем, что вытворяют герои геймкубовского эксклюзива. Грей Фокс так и вовсе был как будто рождён, чтобы попасть в руки этого художника, чьими красками служат адреналин, эпик и экстрим. Да что там, даже к способности Снейка пинком отшвыривать ракеты можно привыкнуть, если постараться, – и не такое на веру принимали, в конце-то концов.

Беда, однако, кроется в другом. Дэвид Хейтер – хороший человек и явный фанат своего дела – явно хотел как лучше, когда едва ли не насильно заставил Konami переозвучить игру, вернув старых актёров озвучки, просто чтобы использовать по максимуму мощности звуковой карты GC, заметно превосходящей PS1. Он даже заплатил за это из своего кармана, до того человек-молодчина верил в то, что делал… Увы, безумная пафосность режиссуры отравила работу актёров озвучки, заставив их не столько читать или, чего доброго, проживать фразы из сценария, сколько соревноваться в художественном переигрывании. И ведь хорошие актёры, что самое занятное, а вышло так, что даже самые трагичные и серьёзные моменты истории перестали восприниматься всерьёз. Тортик, причём, явно забирают себе перепалки Солида с Ликвидом, ставшие золотом комедийного жанра. К сожалению.

Всё это не значит, впрочем, что игра не заслуживает внимания. Заслуживает, ещё как, и даже откровенные идиотизмы типа управления, где вызов рации осуществляется по нажатию start+a, в то время как нажатие start как такового вообще ничего не даёт, – даже такие глупости не делают Twin Snakes плохим проектом. Но вот заменить оригинал эта игра, увы, не способна. И отсутствие Twin Snakes в MGS Collection можно считать разумным уже поэтому – хотя реальная причина, само собой, явно в нежелании Nintendo отдавать свою часть прав на ремейк.

Как есть – это отличный способ пережить MGS1 немного по-новому. Но не способ познакомиться с серией, никак нет.

Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Новые комментарии