2023 год отметился интересными результатами в кинотеатральном прокате. Это не только феноменальный успех «Барбенгеймера», про который не прожужжал уши только ленивый тематический ресурс, но и тотальный провал Disney. Остальные телодвижения на фоне этих тектонических сдвигов подзатерялись.
Когда стало известно, что Universal Pictures впервые за долгие годы стала лидером бокс-офиса, обойдя «Мышиный дом», компания на волне хайпа поделилась информацией, как ей удалось достичь такого успеха. Среди прочих составляющих мелькает релиз «Форсажа 10», продолжения по-прежнему популярного франчайза.
И тут возникает интересный вопрос: почему при схожих в процентном соотношении сборах «Форсаж 10» записывают в условные успехи, а фильм «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть 1» стараются лишний раз не вспоминать, чтобы не огорчать Тома Круза? По сути, оба фильма похожи: компания бравых ребят под прикрытием спецслужб США занимается красивыми (с точки зрения экшена и трюков), но незаконными (со всех точек зрения) делами по всему миру (под которым подразумевается, как правило, Европа и Ближний Восток). В чём же кардинальная разница, и так ли всё просто, как кажется на первый взгляд?
Первым делом на ум приходит денежный вопрос. Бюджет «Миссии» из-за ковидного простоя раздулся до $ 290 млн. Даже с учётом того, что часть материала может перейти в следующий фильм, сборы в $ 567 млн выглядят не слишком внушительно. При этом на «Форсаж 10» потратили безо всяких пандемийных эксцессов ни много ни мало $ 340 млн, но он и собрал $ 720 млн, хотя бы вдвое перекрыв производство. Однако тут есть пара важных нюансов: во-первых, «Миссия» получила $ 71 млн страховых выплат из-за сорванных съёмок, а во-вторых, «Форсаж 10» $ 140 млн собрал в Китае, откуда в голливудские закрома поступает лишь четверть сборов вместо привычной половины.
Казалось бы, ситуация кардинально меняется: вот уже «Миссия» оказывается в небольшом плюсе, а «Форсаж» уходит в минус. Но суммарно похождения семьи Торетто стали одним из кирпичиков успеха Universal Pictures в прошедшем году, а «Миссия» присоединилась к сонму не самых удачных релизов Paramount Pictures, среди которых недобравшие «Подземелья и драконы: Честь среди воров», «Трансформеры: Восхождение звероботов» и «Индиана Джонс и колесо судьбы». Из громких релизов у Paramount выстрелил лишь «Крик 6», по злой иронии судьбы нынче благополучно лишившийся главных звёзд и постановщика.
Но рассматривать сборы постфактум слишком просто. Куда интереснее, с каких позиций кино подходило к прокату, и были ли предпосылки к зрительской усталости от этих франчайзов? Том Круз в этом плане выглядел явным фаворитом: хотя в прошлом у него имелись кассовые провалы, «Миссии» стабильно собирали кассу. Его предыдущий фильм, «Топ Ган: Мэверик», будучи сиквелом картины более чем 30-летней давности, собрал почти $ 1,5 млрд по миру. При этом последние три «Миссии» имели высокие оценки и от критиков, и от зрителей.
У «Форсажа 10» ситуация была иной. Главное лицо франчайза Вин Дизель, помимо высокооктановых покатушек с семьёй, шабашил в MCU, озвучивая Грута. Работа непыльная и, возможно, даже прибыльная. Но помимо этого особых успехов у него не имелось. А после ссоры с Дуэйном Джонсоном, чей мощный торс и гордый профиль также привлекали фанатов, причин для просмотра стало ещё меньше. Это даже сказалось на зрительских оценках: в отличие от критиков, простой люд развлекательное кино ценил, но после ухода Хоббса оценки просели.
Продолжая сравнивать две картины, следует опять прибегнуть к сухой математике. Несмотря на неумолимый рост производственных бюджетов, «Миссии» никогда не славились запредельной кассой. Самый неудачный третий фильм собрал по миру без малого $ 400 млн, а самый удачный, «Миссия невыполнима: Последствия», единственный преодолел планку в $ 700 млн., едва не взяв $ 800 млн. Так что «Смертельная расплата. Часть 1» в абсолютном значении находится на четвёртом месте из семи — всю малину портят только ковидные простои.
Для ставшего самым дорогим по стоимости съёмок «Форсажа 10» ситуация примерно схожая. Лишь две из одиннадцати (включая спин-офф «Хоббс и Шоу») картин перевалили за миллиард. Остальные стабильно собирают по $ 700 млн, начиная с шестой части. Разумеется, продюсеры, увеличивая бюджет, рассчитывали на соразмерный рост кассы, но тут, увы, не фартануло. И даже отмазки в виде стартовавшего через неделю «Барбенгеймера» нет.
Что же можно сказать в итоге? Почему прокат фильмов схожих концепций и разницы между сборами и бюджетами воспринимается по-разному? И какие прогнозы можно сделать?
Если брать во внимание содержимое фильмов, то оба делают упор на зрелищный экшен, пусть даже подходят к его реализации с диаметрально разных сторон. Том Круз уповает на практические трюки, которые нивелируются фантастическими допущениями вроде снайперского попадания в нужное окно движущегося поезда. К тому же все уже давно привыкли, что поверх практического каскадёрства кудесники CG-магии накинут лоска. А вот команда Дизеля на логику давно забила, предпочитая зрелищность и стабильно поддерживая планку визуала и безумия происходящего.
Зрители не дали потонуть десятой части «Форсажа» по старой привычке, а по новой «Миссии» катком проехался «Барбенгеймер», буквально через неделю оттянувший внимание публики и экраны, плюс нежданно выстреливший хит «Звук свободы», также оттяпавший часть аудитории. Но по итогу для Universal и Paramount схожие ситуации оказались лишь частью глобального плана. Universal имеет ещё несколько успехов за 2023 год, что создает общую позитивную картинку. А у Paramount недобрали все крупные релизы — и «Миссия невыполнима» в одном ряду с этими неудачниками тоже выглядит блёкло.
Одно неудачное лето не сможет похоронить сразу два франчайза. У «Форсажа» запланированы ещё как минимум два продолжения, не говоря уже о возможных спин-оффах, благо Скала вернулся. А кассовый потенциал «Миссии» никуда не делся — вопрос скорее в том, в скольких ещё частях появится Том Круз. И какие выводы сделает руководство, прежде чем обе серии вновь вернутся на экраны?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: