«Сладость или гадость?» — обычно этот вопрос задают лишь на Хэллоуин, но создатели первого полнометражного мультфильма в 80-летнем франчайзе задали его перед съёмками, причём не обладателям конфет, а самим себе. Нервно погрызли карандаши, полистали комикс-первоисточник, прикинули целевую аудиторию, догрызли карандаши, надёргали идей из сторонних произведений, отплевались от стружек… И бахнули в один котёл одновременно пауков с летучими мышами и конфетти с сахарной ватой. Причём последней оказалось больше всего, и все остальные ингредиенты благополучно засахарились, а некоторые даже перекрасились от неё в розовый цвет.
А ведь мы могли получить кукольный мультфильм по сценарию и под режиссурой Тима Бёртона. Но — не судьба: идею зарубили остро наточенным мясницким топором. Смутным напоминанием об упущенных возможностях остались лишь одна из четырёх здешних сценаристов Памела Петтлер (она когда-то была одним из пяти сценаристов бёртоновского мультфильма «Труп невесты») да живое дерево Икабод — отсылка к «Сонной Лощине» всё того же Бёртона.
Кстати, отсылок в новой «Семейке Аддамс» больше, чем пауков в чулане под лестницей: к примеру, Мортиша прозрачно намекает на «Оно», а Уэнсдэй цитирует то Виктора Франкенштейна, то Роршаха.
Есть и не прямые заимствования, а, скажем так, простор для ассоциаций. Мазурка с саблями напоминает одновременно «Мамушку» из «Семейки Аддамс» 1991 года и Бар-мицву; антагонистка Марго Нидлер в чём-то смахивает на антагонистку Дебби Джелински из «Семейных ценностей Аддамсов» 1993 года. Если же не ограничиваться рамками франчайза и позволить своей фантазии пуститься вскачь, то жилой район «Ассимиляция» вызывает в памяти формулу борг из «Звёздного пути»: «Мы — борг. Вы будете ассимилированы. Сопротивление бесполезно». И что характерно, неспроста: мультфильм проталкивает идею, что Аддамсы — в принципе, такая же семья, как и все остальные, и могут неплохо влиться в «плавильный котёл» идиллического американского городка в Нью-Джерси. Потому что семейные ценности Аддамсов во многом общечеловеческие, а остальные люди — тоже не без скелетов в шкафу. Вывод сродни старой врачебной шутке: «Не бывает здоровых людей — бывают недообследованные». Словом, мультфильм, аки заправский кот Леопольд, призывает жить дружно. Вот только разве исконной фишкой Аддамсов не была именно непохожесть? Этакая готичная инвертированность по принципу «что Аддамсу хорошо, то обывателю — смерть»?
К чести мультфильма, он более-менее сохранил типичный аддамсовский шарм, сладковато-терпкий, словно аромат засохших цветов в склепе. Своеобразный «Аддамс макабр». К тому же мультфильм весьма олдскулен в дизайнах героев: они взяты прямиком из комикса-первоисточника, разве что причёске Уэнсдэй добавили «висельности». Да и некоторые шутки попадают прямо в яблочко — или, как предлагает более кровожадный английский язык, в «глаз быка» (bull's-eye). Особо веселят аддамсовские трактовки школы и единорога, пикировки Уэнсдэй и Пагсли, фетиш Вещи, певческий голос Ларча. Да и предыстория, рассказывающая о свадьбе и переезде героев, интересна.
Увы, банальности и затянутость портят впечатление. В наличии типичные проблемы отцов и детей (хотя здесь чаще матерей и детей), противостояние обывательского большинства и «инакового» меньшинства, конфликт со школьной задирой, обильное использование гаджетов и интернета. В результате мультфильм периодически принимается щёлкать не пальцами, а клювом. И производит впечатление пластиковости посильнее, чем фальшивые ёлочные игрушки или «женщина-манекен» Марго.
Занятно, что мультфильмы по другому старому комиксу — «Астерикс», выходящему с 1959 года, то есть уже 60 лет, — такой оскомины не набивают, хотя тоже вовсю используют старые идеи и заигрывают с актуальными трендами. Более того, они умудряются не отставать от игровых фильмов своей серии, а иногда и превосходить оные. То ли в них есть какой-то секретный ингредиент, как в волшебном зелье друида Панорамикса, то ли французский подход к мультяшным экранизациям отличается от американского.
Как бы то ни было, сиквел обновлённой «Семейки Аддамс» уже анонсирован — и даже обзавёлся датой выхода: 22 октября 2021 года. Если авторы продолжат ходить проторёнными тропами, то, небось, отправят Аддамсов в путешествие — сделают свою версию «Монстров на каникулах». Уж лучше бы послали их в космос: тоже трендово, зато хоть необычно и при этом гармонично, ведь космос сочетается с хоррором так же хорошо, как красный воздушный шарик — со злым клоуном.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: