Реклама
   
   
Новая травма Капитана Америки навсегда изменила его тело Сильвестра Сталлоне обвинили в «токсичности» на съёмках второго сезона «Короля Талсы» Экшен «Падение империи» поставил рекорд в американском прокате Спин-офф «Игры престолов» про Джона Сноу мёртв Майкл Бэй планирует сделать из «Скибиди Туалета» следующих «Трансформеров»

Танец реальности

La danza de la realidad

Цирковая проповедь

После двадцати трёх лет молчания именитый режиссёр-сценарист опять взял слово – чтобы рассказать о собственном детстве. Чилийская деревушка Токопилья, фэнтезийно-мифологическое преломление действительности, приключения одной семьи. Что могло пойти не так?

Если бы просто пойти… Прохромало на культяпках, чебурахнулось, изгваздалось в нечистотах – и протянуло руки к зрителям: мол, обнимемся, братья!

Раскиданные тут и там религиозные намёки страдают от повышенного содержания холестерина. Поданы они так, что зубы сводит. Наглядный пример: излечение чумы опереточной молитвой в сочетании с «золотым дождём».

Физические пороки, нагая мужская и женская натура, обгорелый покрытый личинками говорящий труп. И на таком-то фоне герой – ярый коммунист-подпольщик – проходит через различные испытания плоти и духа, двигаясь от язычества (цирк как прежнее обиталище, нижнее бельё как фетиш, Сталин как божество) к мученичеству. Дома его ждут сын, которого сперва легко принять за дочь, и жена – аналог Сольвейг, любящая и терпеливая певунья. Они не чилийцы, их корни далеко, и посему во весь рост встаёт вторая ключевая тема – тема национальности.

Удивительное дело. Жан-Люк Годар почти ровесник здешнего постановщика Алехандро Ходоровски (им 83 и 85 лет соответственно). Годар разочаровался в идее равенства, в людях, в боге – да едва ли не во всём, это отчётливо видно в его свежей и тоже «неформатной» ленте «Прощай, речь». Ходоровски практически пинком под мягкое место направляет зрителей в объятия духовности, расцвечивая путь циркачеством, шок-контентом, Таро и психомагией. Но кто в итоге оставляет более светлое впечатление и не делает религии антирекламу? Внезапно Годар. Он по крайней мере любуется чистой красотой природы и верностью животных; а заодно, отодвинув в сторону собственный нигилизм, ненавязчиво подводит героев к надежде. А Ходоровски, который не только актёр-режиссёр-сценарист-композитор-мим-писатель-эзотерик, но вдобавок и психотерапевт, полощет зрительские мозги с настырностью матёрого ведущего тренингов. В плохом, разумеется, смысле. Не успевают извилины просохнуть от солёной океанической воды, как он макает их в вино или в унитаз.

   
   

Сравнивать Ходоровски с Годаром – сомнительный финт ушами. Пусть даже оба имеют гражданство Франции, используют персонажей как рупор, без стеснения захватывают в кадр лобковые волосы и побуждают часть зрителей сбегать из залов – тем не менее, ставить двух режиссёров рядом некорректно. Ибо где один из них про-, там второй анти-, и наоборот. Что ж, тогда иное сравнение – с лентами, наполненными семейно-цирковой тематикой. К примеру, «Крупная рыба» (фильм Тима Бёртона по мотивам романа Дэниела Уоллеса) и «Зеркальная маска» (постановщик и первый из сценаристов – Дэйв Маккин; второй сценарист – Нил Гейман). Любовь плюс семейные ценности? Присутствуют во всех трёх. Испытания-подвиги? Тоже. Пёстрый купол цирка, рёв зверей, размалёванные клоуны? Аналогично. Сказочность/мифологичность? Разумеется. Так отчего же «Крупная рыба» и «Зеркальная маска» привлекают и не коробят, а «Танец реальности» порой смотреть физически тошно?

Алехандро Ходоровски традиционно берёт не количеством, а, кхм, качеством: за более чем полувековую карьеру он снял лишь восемь картин – зато все как на подбор изощрённые и эпатажные. Религиозность на грани богохульства, естественность на грани порнографии. Когда мать раздевается перед сыном догола и вместе с ним смачно обмазывается гуталином, подвоха ждёшь уже просто по инерции. Ан нет – это, оказывается, была абсолютно невинная борьба со страхами.

Единственный однозначно приятный персонаж – Буцефал. Ибо он, сообразно с легендарным именем, лошадка. Статный белый конь, красиво передвигается, бессловесно блестит умными глазами. А что чилийский диктатор любит его вплоть до достижения физического удовлетворения известного толка при быстрой скачке – так в этом Буцефал не виноват. Эх. Даже любовь к животным – и та опошлена.

Вот из-за подобных лент у артхауса репутация в стиле «А-а-а… это где чернуха или чудилы?». Алехандро Ходоровски скандален и знаменит. В несколько его фильмов вкладывался продюсер легендарной группы The Beatles, сам Джон Леннон давал режиссёру деньги. Ходоровски выступал в труппе Марселя Марсо. Находился в приятельских отношениях с Фрэнком Гербертом и порывался поставить его «Дюну». На предпремьерном показе «Танца реальности», когда по экрану поползли титры, кое-где раздались аплодисменты – от тех зрителей, которые по душевной склонности или из чувства долга высидели все два часа и, в отличие от менее стойких, не дезертировали. В Каннах фильм и вовсе наградили стоячей овацией. Отзывы зарубежных критиков преисполнены благожелательности. Но у всей этой славы какой-то крайне специфический запах.

Обсуждение рецензии
21 комментарий
Поделиться:
Юлия Лялина
30 июля 2014

 
Оценка автора
Говно
Читательский рейтинг
50%
Ваша оценка
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
4ЕВА
 
 
2Телеовощи – 558: У вас аколит
 
0Ноль кадров в секунду – 536: Сапёр с топором
 
4Лазер-шоу «Три дебила» – 629: «Гарфилд», «Байкеры», дизлайки «Гладиатора 2», чёрный Капитан Америка, новые сказки
 
2ЕВА – 590: (Не) реклама пива
 
1Телеовощи – 557: Шутки ниже сосиски
 
1Ноль кадров в секунду – 535: Берегите ваши уши
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 628: «Полицейский из Беверли-Хиллз 4», ужастик от лица маньяка, «Головоломка 2», «F1» с Брэдом Питтом
 
3ЕВА – 589: Канонизация грузовика-куна
 
1Телеовощи – 556: Как дыра влияет на драму
Ещё

Новые комментарии