Так уж в Голливуде повелось, что участие оригинальных сценаристов в создании сиквелов не считается не только обязательным, но и зачастую сколь-нибудь важным элементом. Там вообще очень трепетно держатся за правило «Незаменимых нет», но режиссёрам и особенно актёрам уделяется хоть какое-то внимание, ибо их исчезновение куда сложнее спрятать от взглядов публики. Сценарий же – а что сценарий? Полюбившиеся людям рожи на месте и отзываются на всё те же имена, а значит, большинство по инерции будет воспринимать их как и раньше, а мозги услужливо приукрасят действительность, заставив воспринимать беззубые, лишённые искры перепалки пары героев как гармоничное продолжение их восхитительно метких и дружески-ехидных бесед из прошлой истории. И кому какое дело, что теперь они скорее похожи не то на дрязги уставшей женатой пары, не то на навязанный общественными нормами флирт между двумя особами, совершенно друг друга не привлекающими, но считающими своим долгом довести подкинутое друзьями свидание до победного конца?
Ну да, со сменой сценаристов, умевших писать действительно стоящие диалоги, погибла главная фича первого «Шерлока Холмса», выделявшая его на фоне других комиксоподобных боевиков, – редчайший в наше время зверь по имени «Правильное и зрелищное изображение крепкой мужской дружбы». Да, из всей когорты второстепенных персонажей на раздачу немногочисленных стоящих фраз успела только миссис Ватсон и, пожалуй, Себастьян Моран. Да, актёры, которым оказалось толком нечего играть, вынуждены всю дорогу яростно, бездушно кривляться, не раскрывая и сотой доли своего таланта (хотя Стивену Фраю довелось посверкать обвислыми полужопиями, что на какое-никакое раскрытие да тянет). Да, большая часть оставленных на сиквел линий и персонажей из первой части была либо забыта, либо бездарно выброшена за борт ещё до появления на экранах заголовка фильма. Да, череда происходящих событий теперь походит не столько на опасное расследование, сколько на набор посредственных оправданий для развязывания максимального числа экшен-сцен в как можно большем числе разнообразных локаций – словно и не фильм перед нами, а проходимый кем-то за кадром сиквел бездумного восьмибитного экшен-хита типа «Контры».
Кому-то этого, само собой, хватит. Кто-то, особенно из числа людей, до сих пор не считающих существование сиквела и триквела «Трансформеров» преступлением против человечества, искренне скажет, что увеличение количества перестрелок и взрывов с лихвой оправдывает и скучные диалоги, и бесполезную новую героиню, и дыры в логике повествования, заставляющие пяток левых цыган лезть на немецкие амбразуры ради маловероятного и никому из них лично не нужного спасения другого цыгана – просто потому что фильму требовалось пушечное мясо с обеих сторон конфликта. Да только ведь и экшен тут – не тот, ради которого стоило бы идти на столь жестокие жертвы.
Он неплох, изредка даже хорош, но потасовок разной степени вооружённости в фильме настолько много, что изобретательности Гая Ритчи банально на них не хватает. Итог – от переизбытка слоу-мо и резких смен «интересных» кадров под конец начинает клонить в сон, а супердедукция Холмса, поначалу порядком веселившая и даже почти восхищавшая во время флэшбэка с мушкетом в поезде, после пары стилистических самокопирований превращается в раздражающую рутину. Гениальную финальную схватку это, правда, не портит, однако весь остальной фильм – запросто. Всё-таки сумма умеренно зрелищных сцен далеко не всегда равна целиком зрелищному фильму, увы.
Не хотелось бы заниматься богопротивным делом и сравнивать «Шерлока Холмса» с британским «Шерлоком», тем более что раньше в этом действительно не было нужды. Два проекта, взяв за основу один первоисточник, пошли своими совершенно разными путями и добились на них опять же разных, но в то же время одинаково впечатляющих результатов. Они были во всех смыслах отличные, и всё было замечательно. Но потом второй сезон «Шерлока» взял всё лучшее, что было в первом, и использовал это для толчка к новым, доселе невиданным вершинам. А сиквел «Шерлока Холмса» вышел на сцену бухим, помятым и непричёсанным, но с натянутой на лицо маской с фото своего предка и бочкой китайских фейерверков, искренне надеясь обмануть этим зрителей.
Угадайте, какой подход нам нравится больше?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: