Джентльмены XIX века не работали руками (поэтому, кстати, даже гениальнейшие хирурги не могли считаться джентльменами – фу-фу-фу, грязная профессия). Сидеть по уши в долгах и клянчить пособие у какой-нибудь троюродной тётушки было пристойно. Работать – нет. Но возможна ли магия без работы? – То были маги-джентльмены: своим колдовством они никому не принесли и малейшего вреда, как, впрочем, и малейшей пользы. (рассказчик) Призрачный профессор Биннс и Долорес Амбридж из «Гарри Поттера» были бы в восторге: никакого глупого махания волшебными палочками, лишь чтение книг о великих чародеях прошлого и написание научных работ по мотивам. Волшебники из «Трилогии Бартимеуса» тоже бы одобрительно кивнули – зачем трудиться самим, если можно взвалить магические квесты на закабалённых духов? И всё бы продолжало тянуться чинно-благородно… Если бы одного волшебника-теоретика – мистера Сегундуса – не осенило. – Мы хотим узнать, почему магия исчезла из Англии. (Джон Сегундус) Бывает так, что широкие массы не в курсе существования магии, а она бодро вершится тайком. Здесь наоборот: в магию верят, но она… иссякла. Или просто прекратила подавать признаки жизни – до тех пор, пока не нашёлся один настоящий маг-джентльмен. Тут бы сказать, что он был импозантным байроническим затворником, с выразительным лицом, в чёрных одеждах, распространяющим вокруг себя ауру загадочности… Как бы не так. Под данное описание скорее подойдёт Чилдермас – слуга мага-джентльмена. А сам кудесник – мистер Норрелл – отменно не героичен: тихий «книжный червь», занудный и не умеющий производить впечатление; этакий хомячок – только он тащил в свои закрома пищу не материальную, а духовную. – Отчего Лондон такой дорогой? Такой шумный? А запах… (мистер Норрелл) Второй титульный герой – Джонатан Стрендж – вообще не собирался заниматься магией, ему до неё не было никакого дела. Словом, сюжет насмешливо выворачивает наизнанку привычные шаблоны. Недаром считается, что автор первоисточника Сюзанна Кларк совместила в своём произведении стиль Чарльза Диккенса и Джейн Остин: от первого взяла мрачновато-реалистичную бытоописательность и некоторую гротескность образов; от второй – опять-таки внимание к жизненному укладу и мягкую иронию. Сюзанна Кларк – преподавательница английского языка (ага, она тоже), коей первый же роман принёс международную славу. Собственно, он пока первый и единственный: на написание «Джонатана Стренджа и мистера Норрелла» автор потратила свыше десяти лет, после него сочиняла лишь короткие истории. – Он убил её! И никто этого не видел… (каменная статуя в соборе) Вы, наверное, догадываетесь об объёмах получившегося опуса. Он, мягко говоря, немаленький. Вдобавок он многослоен: изрядную порцию атмосферы Кларк разместила в почти двухстах примечаниях, среди которых встречаются и ссылки на выдуманные источники выдуманного мира, и целые мини-рассказы. Каждый эпизод сериала длится час. Запланировано семь эпизодов. Итого семь часов. Вроде много. В одну серию уместилось целых десять глав… из шестидесяти девяти. Лишь начав просмотр, понимаешь, насколько обширен созданный Кларк мир. Там, где она любовно выписывала подробное лирическое отступление, сериальщики обходятся беглым намёком. По-своему они правы: получается динамично, при этом сохраняются все ключевые вехи. Но изобилие детальных завитушек и многовековая предыстория смазались – словно исполинское полотно демонстрируют в превью. Крупное видно; мелкое – нет. – Твоё появления было давно предсказано. Я ждал тебя двадцать лет. А теперь я пришёл рассказать тебе твою судьбу – так, как написано в моей книге. (уличный волшебник Винкулюс) Впрочем, местами авторы не ограничиваются утрамбовыванием слона в шкатулку, а идут по пути переиначивания. Возьмём яркий пример – Джентльмена с волосами как пух на отцветшем чертополохе. По книге он легкомысленный психопат, который живёт в собственной системе координат и плевать хотел на людскую мораль, подобен смеси джинна Бартимеуса и ассасина Чайчая (книжного – это важно). По сериалу – готичный леденящий злодей. Разница примерно как между фейри и демоном. Смотрим на цитату из книги: «Кто-то стоял посреди комнаты – высокий, очень красивый джентльмен с бледной кожей и волосами прозрачными, как пух на отцветшем чертополохе. Под тёмными бровями вразлёт блестели холодные синие глаза. Одет он был в точности как мистер Норрелл, только сюртук на нем был зелёный-презелёный, цвета весенней листвы». Смотрим на скриншоты. Делаем выводы. – Отдай мне половину её жизни – и дело сделано. (Джентльмен) Кстати, о мистере Чайчае. У них с Джентльменом один актёр – Марк Уоррен. И экранизационные симптомы одни и те же: прибавка возраста и мрачности. Интересно: самовлюблённые ловкие психопаты (такие, как в первоисточниках) вообще на экране не в чести – или тут сказывается влияние конкретного лицедея? Впрочем, даже в иных тонах Джентльмен смотрится эффектно. Джон Сегундус, которому подбавили решительности, тоже пришёлся нам по нраву. Мистер Норрелл, Джонатан Стрендж, Арабелла хороши. Чилдермас – вообще отличный! А вот Дролайт, сэр Уолтер и будущая леди Поул… – Я ваш Иоанн Креститель! (Дролайт) Умеют британцы делать экранизации. Даже когда проскальзывают бюджетность и театральность, всё равно получается атмосферно. Тем не менее, искренне советуем совместить сериал с книгой – так удовольствие будет полнее. Книга сильна не только атмосферой, но и весьма приятным, живым и насыщенным языком. А сериал служит ей достойной иллюстрацией. Обсуждение (уже 9 комментариев) 18 мая 2015 |
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: