Декабрь 2021 года поделил людей на два лагеря. Тех, кому понравился «Человек-паук: Нет пути домой», но не понравилась «Матрица: Воскрешение», и наоборот. Это забавно, потому что набор коварных приёмчиков у этих премьер один: пресловутое паразитирование на ностальгии, самоцитирование от сюжетной беспомощности, тонны бессмысленного и беспощадного фансервиса и справедливая уверенность в том, что даже снизойди на фандом великое знание о том, что фильм так себе, в день премьеры все побегут в кинотеатр как миленькие.
В «Человеке-пауке 3» приёмы сработали, а к «Матрице 4» у поклонников изначально были другие требования. Первый фильм для многих стал откровением, расширил границы сознания без единой таблетки, в стиле Белого Кролика привёл в новый мир, перевернул видение с ног на голову, но с тех пор прошло больше 20 лет, и провернуть то же самое с более осознанными людьми уже не получилось бы, а куда дальше повышать ставки, Вачовски, похоже, не представляла.
Выход нашла в постмодернизме. Дай только волю поглумиться над сакральными моментами культовой серии фильмов, заставляя особенно преданных поклонников умываться кровавыми слезами. Это утрировано, разумеется, но серьёзно, что чувствуют проверенные временем фанаты «Матрицы», заставшие фильм на кассетах? Представляется сцена, где Нео весь исколот иглами.
Что было делать? Увы, никто больше не будет восторженно выдыхать на фразу «ложки не существует». Это больше не осознание, даже не мысль, в наше время это скорее разочаровывает. Так что способно взорвать мозг прожжённому фанату, который давно понял, что бороться с системой, значит, быть частью системы, верить в избранность предсказуемо, эскапизм — это механизм защиты, любой человек между ужасной реальностью и приятной симуляцией выберет первое только по незнанию, а иногда из Матрицы не выбраться просто потому, что кроме неё, в общем-то, ничего и нет.
Рассуждать на эту тему можно бесконечно, но рано или поздно на сюжете остановиться всё же придётся. Хлебнув сполна угнетающей реальности бытия, Томас Андерсон горстями ест синие таблетки, посещает психоаналитика, работает гейм-дизайнером, встречает героиню Кэрри-Энн Мосс (не Тринити), понимает, что быть им вместе не судьба, а так хотелось бы. Всё кричит о пропасти между желаемым и действительным. Настроение «я будто не свою жизнь живу» актуально и в 2021-м, особенно учитывая изоляцию с рухнувшими планами и возможностями. Если в первой «Матрице» Нео толкала на поиск некая сила, анархичность и чутьё, сейчас это происходит от отчаяния. Внутренняя установка «с миром что-то не так» словно уступает мысли «что-то не так со мной» и «хуже уже не будет». Глубокие философские идеи и глобальные цели сместили простые истины и мелкие потребности в личном счастье, в чём нет ничего плохого, но для революционера, хоть и в далёком прошлом, слишком слащаво. Это же не ромком, хотя в какой-то момент начинаешь сомневаться.
Конечно, показывать эскапизм в кино — всё равно что рассуждать о проблеме глобального голода в «Макдоналдсе», но не будем придираться. «Матрица: Воскрешение» отвечает на вопросы — как изменились люди? А машины? Так ли велика разница между ними? Аккумулируют ли люди больше энергии за счёт собственной изолированности? Нужен ли им всё ещё реальный мир, осталось ли, за что бороться, и до сих пор ли возможна свобода выбора?
Плюс-минус универсально, а вот идею избранности в наше время востребованной не назовёшь, поэтому с самого начала герой Ривза отрекается от неё. Его последователей в фильме это, конечно, не остановит, но замечаешь, что преемников среди них не сыскать, там нет Нео 2.0 — целеустремлённой и неудержимой личности, поверившей в свою мощь, и быть не могло. Если бы первую «Матрицу» снимали сейчас, какой там Киану! Нео стал бы кто-то вроде оператора Мауса, создавшего женщину в красном. Во всех отношениях сомнительный тип. Не избранный, не смелый, однозначно ведомый, пули руками не останавливает, законы физики соблюдает, в тёмных очках не смотрится. Временами полезный, но в целом никакой и абсолютно забываем, а потому идеально вписывается в стандарты топовых героев современного мира.
Но не будем о грустном. Хотя нет, будем. Раз уж от философии мозг не разнесло в клочья, экшен-сцены были последней ниточкой надежды. Думалось, хоть вы-то не подведите! Что сказать, провала можно было ожидать от чего и кого угодно, но не от визитки «Матрицы»… Где убедительные боевые сцены? Почему Нео говорит, что не забыл кунг-фу, а судя по тому, что происходит на экране, всё-таки забыл. Даже сейчас за экшен-сцены в «Матрице» 1999-го не стыдно, а эти заставляют лишь недоумевать. С чего такой регресс? Это как встретить повзрослевшего кумира молодёжи. Предполагалось, что за все эти годы человек продвинулся вперёд, стал опытнее и укрепил успех, а на деле он разочаровался в жизни, растерял фанатов и потихонечку спивается.
«Матрица: Воскрешение» плюёт ностальгией прямо в лицо и на каждом шагу, но на узнаваемую манеру съёмки это почему-то не распространяется. Мрачный киберпанк заменила эйфория кислотного трипа. У серии фильмов всегда был свой уникальный стиль, а продолжение выглядит просто современно. Примерно как каждая вторая мелодрама на Netflix.
Главное, понимать, что всё это — не претензии к Лане Вачовски. Не совсем. Все возможные нападки на картину были предвосхищены и проговариваются в фильме. Играть, так на опережение. Она точно знала, что делает. Warner Bros. всё равно не оставила бы «Матрицу» в покое. Тема о возможных вариантах продолжения поднималась уже очень давно, проект был бы реализован с Вачовски или без. Так что перед нами меньшее зло с щепоткой самосаботажа и вагоном самоиронии. И арт-терапией, конечно. Лана Вачовски рассказывала, что после смерти родителей как никогда нуждалась в утешении, и шанс вернуть к жизни хотя бы Нео и Тринити стал для неё спасением.
Возможно, лучшее, что можно взять от «Матрицы 4» — это просмотр предыдущих её частей. Фильм говорит, что любовь — основа всего, но если от фандома хочет напитаться киношная машина «Ворнеров», то это тот случай, когда у любви села батарейка.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: