← Все рецензии | О комиксе | Видео | Кадры / 4 | Постеры / 1 | Разное | Фанарт |
Есть вероятность, что «Избранник Тьмы» станет одной из последних выпущенных в России работ известного фэнтези-писателя Брендона Сандерсона — очень уж активно тот ударился в поддержку разных любимых западными либералами движений меньшинств, в том числе и запрещённых у нас. Не худшая возможная точка, пожалуй… но и далеко не лучшая, что уж греха таить.
«Избранник Тьмы» — история попаданца. Обычного (ну, чутка сумасшедшего) американского паренька, который оказывается вовсе не сумасшедшим, а очень даже избранным — просто не в нашем мире, а в параллельном фэнтезийном — Миранде. Но нет, постойте, не разбегайтесь!.. У Сандерсона есть в рукаве способ предать идее оригинальности, сделав героя избранником не Света, а Тьмы!.. Что, простите? Такие деконструкции, которые показывают силы света не такими уж добрыми, а тьму не совсем злой, уже давно стали едва ли не большей банальщиной, чем прямолинейные сюжеты о противостоянии бобра с ослом? Ну… хм.
Ладно, не беда. Не стоит отчаиваться. Брендон Сандерсон — известный любитель создавать собственные продуманные миры, а не просто копировать чужие штампы с минимумом изменений. Само собой, «Избранника Тьмы» это тоже коснулось! Да только вот идея, лежащая в основе фэнтезийного мира этого графического романа, не то чтобы гениальна. Миранд целиком завязан на пророчествах и их цикличном исполнении. Все знают, что силам света и тьмы должно периодически сражаться. Что сначала у немощных сил тьмы появляется могущественный Владыка, а потом силы света всё равно побеждают благодаря вовремя нашедшемуся Герою. Эта чушь повторяется из раза в раз, все к ней привыкли и не пытаются ничего менять… а потом появляется герой романа и делает то, что подобным героям полагается — разрывает цепи судьбы.
В принципе в попытке деконструировать идеи избранных и пророчеств нет ничего плохого — пусть даже оригинальной её уже тоже не назвать. Проблема в другом: держащийся на подобной рутине мир неинтересен. Брендон Сандерсон просто нашёл для себя чит, позволяющий не задумываться о мотивациях или логике событий — всегда можно написать «так было предначертано» и двинуться дальше. К счастью, в книге всё-таки хватает персонажей, пытающихся врываться за пределы уготованного пророчествами сюжета. К несчастью, обратных примеров тоже хватает. Так что и интерес к книге постоянно носит то вверх, то вниз на всём её протяжении.
Не особо помогает делу и единственная действительно неожиданная часть книги — тот факт, что повествование то и дело переключается на мать главного героя, занимающуюся адвокатской деятельностью где-то в нашем мире. Её попытка добиться смертной казни для собственного клиента — мечтающего быть убитым маньяка — довольно занятна, но почти до самого конца истории она кажется откровенным филлером, зачем-то отвлекающим от основных событий. Конечно, под конец это всё-таки меняется, а у двух историй обнаруживается связь… но в этот момент роман заканчивается. Собственно, «Избранник Тьмы» был бы куда более цельной историей, если бы это побочное повествование убрали из книги и поставили в начало потенциального сиквела, а основной сюжет остановили на пару страниц раньше. Но увы, Сандерсон решил закончить книгу клифхэнгером и потратил кучу страниц для его подготовки. Право слово, лучше бы потратил их на создание дружбы между избранником тьмы и правительницей страны света — а то ведь тут они встречаются, сходятся и оказываются по разные стороны баррикад до того стремительно, что «разлука» и разлукой-то толком не кажется. И лишь шаблонность хода помогает его принять: «Вот симпатичный парень и притягательная девушка, у них очевидно что-то наклёвывается, но они ещё не знают, что им суждено быть врагами». Ну, знаете… «Ромео, как мне жаль, что ты Ромео» и всё в таком духе.
При всём перечисленном «Избранника Тьмы» не тянет назвать плохой или даже неинтересной книгой — вполне себе увлекательный, иногда ещё и зрелищный (благо хорошо нарисованный) комикс, за которым не стыдно скоротать вечерок. Но, скажем, до «Белого песка» того же Сандерсона книге далеко — очень всё в ней банально, предсказуемо и заштампованно. Причём сознательно, блин! — вторичность всего происходящего зачем-то встроена в саму основу произведения. Быть может сиквел, если он появится, найдёт способ как-нибудь интересно перевернуть сеттинг с ног на голову. Но пока даже попытки деконструкции вышли у Сандерсона откровенно вторичными.
Проходняк, в общем. Как и большинство современных историй о «попаданцах».
Комментарии
У Алексея Гуськова, конечно, невероятное чутье на фильмы про Великую отечественную