Метагалактический мегакинопортал
«Мне очень нужна была работа»: звезда «Шазама 2» объяснила, зачем присоединилась к DC Слухи подтвердились: аниме по ранобэ «Иногда Аля внезапно кокетничает по-русски» быть. Алису продолжит озвучивать Сумире Уэсака От Теда Лассо к Тому Крузу: Ханна Уэддингхэм получила роль в экшене «Миссия невыполнима 8» Кира Найтли рассказала о сексуализации Элизабет в «Пиратах Карибского моря» Одно из ранних событий жизни Бэтмена переосмыслило его историю с летучими мышами
• • •
 
337
КИНО
90 232

Вся правда о «Движении вверх»

К фильмам, снятым на основе реальных событий, чаще всего подход один — раз взялись, будьте добры верно подавать факты. А уж когда главным событием оказывается баскетбольный матч, который проходил не абы где, а на Олимпийских играх 1972 года (и к которому априори прилагаются видео- и аудиоматериалы), больше обычного тянет раскладывать по полочкам каждую минуту — да что там, секунду — знакового советско-американского спортивного противостояния.

Слэм-данки от игроков «красной машины»? Слёзы капитана команды в финале? Приступы у Александра Белова? Всё это в картине «Движение вверх» становится предметом самого тщательного разбора, даром что фанаты спорта и просто пытливые зрители часто отличаются на диво цепкой памятью. Особенно хорошо, если кто-то (например, один небезызвестный киносайт) уже сделал за вас всю чёрную работу и публикует подробный анализ событий фильма — что там правда, а что вымысел.

Не каждый знает, что «Движение вверх» — это в первую очередь автобиографическая книга Сергея Белова, знаменитого члена тогдашней сборной СССР, её капитана и комсорга. В «Движении вверх» он более чем подробно вспоминает собственный путь к баскетбольным вершинам и даёт тщательные характеристики товарищам по команде. С таким «багажом» фильму идти на риск художественного вымысла ещё сложнее. И дело здесь не только в прихоти его создателей.

Личная жизнь и время

Сюжетные линии фильма условно можно разделить на спортивные и личные — и если с первыми всё более-менее прозрачно, то вот частная жизнь никак не укладывается в кинематографические реалии. Например, фамилия тренера сборной СССР была вовсе не Гаранжин, а Кондрашин: её смена стала не прихотью режиссёра или сценариста, а условием родни, посчитавшей образы главного героя и членов его семьи даже позорными. Да, про то, что тренер взял скопленные на операцию сына деньги и отдал их на лечение игрока своей сборной, нигде не написано. Тем не менее, сын-инвалид у Кондрашина всё-таки существовал.

К протестам присоединились и со стороны Александра Белова — его вдова, возможно, была недовольна своим образом в фильме или тем, как обошлись с недугом мужа: на самом деле редкая болезнь сердца у Белова проявилась ближе к 1977 году и на матче мюнхенской Олимпиады ещё никак не сказывалась.

Вся правда о «Движении вверх»Владимир Петрович Кондрашин любуется своим родным «Спартаком» на чемпионате СНГ по баскетболу в 1992 году.

С другой стороны, создателям фильма приходилось довольствоваться временным отрезком примерно в год — от замены тренера Гомельского Кондрашиным до победы на Олимпиаде, тогда как история о людях, победивших сборную США на Играх 1972 года, этим периодом далеко не ограничивалась. Например, сцена с таможней, которая на первый взгляд кажется чуть ли не ироничной демонстрацией тогдашнего отношения советской власти к любому намёку на контрабанду, имеет прототип — в 1977 году у Александра Белова возник серьёзный конфликт с таможней, так как спортсмен зачем-то вывозил из СССР... иконы. Отчасти этим объясняется Библия в чемодане Сергея Белова уже в самом фильме; ну и приятным дополнением к правдиво переданным фактам служит то, что Белов хорошо разбирался в религиозных текстах — и даже цитировал в своей книге Екклезиаста.

Этой же необходимостью уложить историю в короткий временной период, не превращая фильм в байопик одного игрока, можно объяснить и все моменты с Александром Беловым — начиная от его приступов и заканчивая американским госпиталем. Никак иначе, к сожалению, не передашь тот факт, что здоровый, невероятно талантливый игрок в баскетбол (на момент знаменитого матча ему был всего двадцать один год) умер уже в 1978 году от редкой, неизлечимой болезни сердца. Разве что в титрах написать — но эффект, разумеется, будет минимальный. Забавного в этом мало, но факт остаётся фактом: и второму Белову, Сергею, раньше времени приписали больные колени — конечно, такой недуг у него и в самом деле был, но играть в 1972 году ещё никак не мешал. В книге, кстати, целый раздел посвящён «прекрасной» медицине и её отдельным светилам, которые временами гробили на корню карьеры спортсменов-профессионалов. Например, один из вероятных игроков судьбоносного матча не смог поучаствовать в нём именно из-за медицинской ошибки и личного упрямства врача: баскетболист Владимир Андреев получил травму мениска, удалили ему по ошибке другой, затем спровоцировали гангрену. Разумеется, спортивная карьера для Андреева закончилась — хорошо хоть, ногу удалось спасти.

Вся правда о «Движении вверх»Сергей Белов готовится выполнить свой коронный бросок в прыжке.

Одна фраза, сказанная Сергеем Беловым своим товарищам по команде, тоже перекочевала в фильм из раннего этапа его жизни: на слова о том, что с ним приятно играть, Белов ответил: «А мне с вами — нет» вовсе не в преддверии Олимпиады. Но вышло всё равно убедительно.

А усов не было

Пожалуй, самый неоднозначный персонаж фильма — Модестас Паулаускас — воплощает собой человека, недовольного СССР, но преданного своим делу и команде, что в итоге играет для него решающую роль. Надо ли говорить, что всего этого накала страстей с секретной машиной, родственниками в Германии и защитой со стороны Кондрашина не было? Более того, странно, что на фоне возмущения семей Кондрашина и Белова не появилось хоть какой-нибудь реакции самого Паулаускаса, который сейчас, кстати, жив-здоров. Может, дело здесь в условном согласии с необходимостью художественного вымысла — как ещё за столь короткий срок показать развитие персонажей и сплочение команды вокруг нового тренера? Да и предателем литовец в итоге не оказывается, а наоборот, помогает команде одержать победу. Эти допущения нередко сглаживаются достоверными деталями — например, тем, что Модестаса Паулаускаса и Сергея Белова на Олимпиаде разместили в одном номере с сопровождавшим команду КГБ-шником. Именно поэтому в фильме из его уст звучит упрёк, что он, в отличие от них, по чужим вещам не лазает.

Точно по такой же схеме работает и внешняя атрибутика — у Александра Белова нет его знаменитых бакенбардов, зато у Сергея Белова вдруг появляются усы, которых в 1972 году не было и в помине. Владимир Кондрашин и Владимир Машков имеют минимум внешнего сходства, так же как Иван Едешко и сыгравший его Кузьма Сапрыкин. Именно с помощью продуманных мелочей создатели дают понять, насколько важна им самим эта история. За брошенной как бы между делом фразой Кондрашина-Гаранжина, мол, Зураб Саканделидзе мог бы бегать и быстрее, скрывается проверенная информация о том, что грузинский спортсмен пробегал стометровку за феноменальные одиннадцать секунд. А факт, что Сергей Белов занимался с мешком на спине, дабы увеличить высоту прыжка, абсолютно достоверный — более того, именно такие тренировки давали Белову возможность в игре забросить мяч сверху, пока противники пытались заблокировать его снизу.

Вся правда о «Движении вверх»Сверху: Алжан Жармухамедов (№ 7), Геннадий Вольнов (№ 13), Анатолий Поливода (№ 4), Иван Дворный (№ 12), Александр Белов (№ 14), Сергей Коваленко (№ 15, здесь почему-то в майке с № 9, как и у Ивана Едешко), Александр Болошев (№ 8). Снизу: Модестас Паулаускас (№ 5), Михаил Коркия (№ 11), Зураб Саканделидзе (№ 6), Иван Едешко (№ 9), Сергей Белов (№ 10).

Линзы, кстати, тоже были. Правда, их не доставал из ниоткуда Кондрашин, а вполне себе легально вытачивали в СССР из оргстекла, уже после победы в 1972 году. Потеря такой прямо во время матча была делом довольно частым: все останавливались и «ползали на пузе», ища драгоценную линзу Алжана Жармухамедова. А ещё носить их было настоящим мучением. Как можно играть и выигрывать в таких условиях, вообще непонятно.

Вот ещё одна забавная деталь: нетрудно догадаться, что никакой тренер в здравом уме не пустил бы игрока своей сборной на свадьбу в Грузию, вдобавок прихватив с собой всю команду. На самом деле это был тренировочный сбор в грузинском Сухуми в 1972 году. Единственная вольность по отношению к спортивной этике заключалась в том, что Кондрашин разрешил игрокам взять с собой семьи. Для того времени это было почти невероятным — и тем не менее, повлияло на команду благотворно. Скорее всего, здесь крылся какой-то тайный тренерский расчёт, потому что на ещё одних сборах перед Олимпиадой — в Москве — Кондрашин вообще разрешил спортсменам-москвичам ночевать дома.

Мюнхен и матч

Грузинские песни в олимпийской деревне Мюнхена, уже упоминавшийся выше «побег» Паулаускаса и скомканное выступление представителей СССР на конференции, где якобы хотели объявить о выходе сборной из соревнований, — мягко говоря, не совсем правда. И если первое выглядит уместным желанием раскрыть героев, которых называли «грузинским дуэтом», а второе — творческим вымыслом, то третье существует в основном для создания интриги. Зритель, который не читал от корки до корки книгу Белова и не вникал в подробности событий сентября 1972 года в Мюнхене, вполне может поддаться напряжению игроков и тренера: а вдруг придётся уехать, а вдруг не сыграем? На самом деле, инициатива могла исходить в первую очередь от олимпийского комитета: вставал вопрос о безопасности спортсменов, участии в соревнованиях людей еврейского происхождения (которые, естественно, были злы и напуганы) и в целом обстановке морального напряжения на Играх. Гибель всех взятых в заложники спортсменов усилила истерию среди немецкого руководства — известно, что ещё в ходе переговоров министр внутренних дел Баварии Бруно Мерк предлагал обменять заложников на себя и получил от террористов отказ. Однако советское руководство не созывало никакую пресс-конференцию и не заявляло, что нападение на израильских спортсменов похоже на провокацию по отношению к СССР. Сборная Советского Союза, так же как и сборная Штатов, осталась в Мюнхене, чтобы уверенно выйти в финал.

Сорок минут жестокого противостояния команд СССР и США зрители «Движения вверх» получают практически в виде полноценной игры: даже хронометраж почти не пострадал. Табло, счёт, речь комментатора — всё это имитирует реальный матч, к тому же здесь творческие вольности создателей фильма практически исчезают. Тайм-ауты и замены, поведение судей и тренеров, драки на поле, выход игроков и их удаления происходят точно в соответствии с реальными событиями. Да, разумеется, от зрелищности современных баскетбольных приёмов совсем отказываться нельзя, но несомненно, последние секунды матча проходили именно так, как это показано в «Движении вверх». Даже плакал Сергей Белов в финале по-настоящему — точнее, его, по собственным воспоминаниям, «сотрясали сухие рыдания».

Вся правда о «Движении вверх»Во время матча и после победы.

Здесь в фильме снова налицо скрупулёзное внимание к деталям. Помощник тренера Сергей Башкин вместе с генеральным комиссаром ФИБА Уильямом Джонсом практически вырывает у судей право советской команды раз за разом переигрывать последние три секунды матча: то из-за неуслышанной просьбы Кондрашина о тайм-ауте, то из-за рано прозвучавшей сирены и неисправного табло. Сергей Белов мажет один из двух раз в штрафном броске. Иван Едешко даёт свой «золотой пас» Александру Белову, чтобы тот наконец забил уже американцам решающий мяч. Глава в книге Сергея Белова, посвящённая победе, называется «Секунды славы» — именно такое впечатление производит то, что творилось в эти три раза переигранные решающие мгновения.

По уровню проработанности материала «Движение вверх» спокойно может составить конкуренцию документальному кино; более того, фильм смотрится органично даже рядом со знаменитыми «О спорт, ты — мир» (1981) или «Спорт, спорт, спорт» (1970).

А ещё очень важно здесь, пожалуй, вот что: фильму, как и книге Сергея Белова, удалось избежать набившего оскомину присутствия политики в спорте. Парадоксально, но как на фоне актуальных олимпийских скандалов, так и в контексте чисто политического противостояния СССР и США «Движение вверх» смотрится очень легко. Говоря о Штатах, мы говорим о спортсменах; упоминая соперничество, имеем в виду борьбу профессионалов и личностей. Ничего лишнего, ничего надуманного и ничего лживого — просто движение вверх.

 
Дмитрий Кравченко
Лучший комментарий
+40

Смотрел я на всю эту перепалку и, будучи человеком очень неприятным, захотел проверить, а вдруг не прав Михаил, вдруг Всея действительно зверствует, покрывая человека, который «передирает [чужие статьи] целыми абзацами» (на самом деле, нет).

Пришли мне тут на помощь такие замечательные средства цивилизации, как яндекс и программы сравнения текстов на схожесть. Тексты сравнивал посредством copy/paste:

И так, по статье «Не верьте глазам. 7 исторических несоответствий в фильме «Движение вверх» от АиФ:

Мajento: схожесть 0%
Backlinksmanager: схожесть 0%
Sbup: схожесть 4,57%
Topwriter: схожесть 3,96%

По статье «Что вы должны знать, если собираетесь смотреть «Движение вверх» от Sport.ru :

Мajento: схожесть 0%
Backlinksmanager: схожесть 0%
Sbup: схожесть 3,39%
Topwriter: схожесть 1,29%

Антиплагиат по статье Марии даёт 100% оригинальность.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что как ни крути, а Михаил прав.

Комментарии (337)
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии:
 
Меню

Подкасты и стримы

Новые выпуски подкастов

 
12Телеовощи – 488: Очень не очень
 
2Ноль кадров в секунду – спецвыпуск 111: Deus Ex
 
 
1Лазер-шоу «Три дебила» – 559: «Оскар-2023», «Король и Шут», документалка Джона Хилла, «О чём говорят мужчины 4»
 
4Ноль кадров в секунду – 465: Бисексуальное ухо
 
 
6ЕВА – 520: Легенда о дефикации
 
5Телеовощи – 487: Мастер декапитации
 
15Лазер-шоу «Три дебила» – 558: «Человек-муравей 3», подростки Черепашки-ниндзя, вредный дед Том Хэнкс, «Говорят женщины»
 
0Ноль кадров в секунду – 464: Хоррор с паркуром
 
6ЕВА – 519: Динамический пёс
 
1Телеовощи – 486: Сасай кудасай
Ещё

Новые комментарии

Популярные трейлеры

Все Кино Сериалы Игры Аниме