Долгое время сценаристы Бениофф и Уайсс бегали к воротилам HBO и с сияющими глазами тыкали пальцем в описание масштабных баталий в «Песне Льда и Пламени». Они жалобно протягивали длань, словно Оливер Твист, просящий немножко каши, но прижимистые финансисты каждый раз непреклонно воротили нос. «Жить надо по средствам, бюджет не резиновый, сериал превосходно обойдётся и без этой никому не нужной крутой, эпической, зубодробительной и мясной битвы!» – как будто бы говорила эта гримаса. Вместо купюр скупердяи с мрачной неумолимостью вручали драматургам ножницы и зловеще смотрели, как те плачут, вырезая из сюжета всевозможные вкусности. До сего момента «Игра престолов» действительно как-то сводила концы с концами, умудряясь оставаться отличным шоу, несмотря на отсутствие крупных сражений. Но вот в один прекрасный день случилось чудо. Чёрствое сердце денежных мешков растрогалось при виде безупречной службы своих вассалов и осыпало тех золотым дождём. Подобно оголодавшим нищим, выигравшим в лотерею, вассалы помчались в королевский ресторан, где заказали самое дорогое блюдо из лобстеров, дельфинов и жареных динозавров, спустив всё до последнего цента. И кстати, сделали это не одни, а по-братски прихватив с собой Мартина, написавшего сценарий девятого эпизода. Покутили они на славу, и теперь можно смело заявить, что оно того стоило: их совместные усилия вылились в самую грандиозную серию за два сезона. Если у кого-то уставали глаза от нескончаемых прыжков с места на место и от одного героя к другому, то их ждёт долгожданная отдушина. Единство места, времени и действия – кто бы мог подумать, что когда-нибудь в «Игре Престолов» случится такое? У нас есть Королевская Гавань, и на протяжении пятидесяти божественных минут её будут пытаться разорвать на части, не отвлекаясь больше ни на что. Разумеется, не вся серия состоит из непрерывного мочилова. Первая треть уходит на мастерское нагнетание напряжения, когда мурашки бегут по коже от осознания, что все персонажи стоят на пороге решающих и судьбоносных свершений. Тем более поразительно, как, доведя всё до высшей точки кипения, создателям удаётся ни разу не сплоховать и превзойти все возложенные на них ожидания, устроив потрясающий фейерверк.
Интермедии с Королевой приходят на помощь, когда требуется передышка. В своём ток-шоу она делится житейской мудростью, пьёт, как сапожник, и швыряется отчаянными издёвками. Наступивший кризис превосходно обнажает истинную сущность многих персонажей, показывая их действия в переломный момент. Положим, никого не должно удивлять, что Джоффри трусливо улепётывает от ответственности, но когда схожим образом ведёт себя Пёс – это, мягко говоря, сюрприз. Человеку, который доселе не раз надоедал всем философскими пассажами об убиении, мигом опротивело любимое дело, стоило отблескам пламени пробудить в нём воспоминания о братской нежности. Также вряд ли можно было предугадать похвальную стойкость Сансы. Барышня преодолела большой путь от бесячей пигалицы-дурынды из первого сезона до сильной девушки, которая не теряется перед лицом опасности. – То, что я плачу тебе, не умаляет нашу дружбу. – Укрепляет её, право. (Тирион и Бронн) Однако в первую очередь это триумф Тириона. Не то чтобы полностью неожиданный, но оттого не менее впечатляющий. Ему было достаточно оставаться импозантным и здравомыслящим шутом, чтобы считаться всеобщим любимцем, но теперь он себя проявил ещё и как настоящий герой, лидер и талантливый полководец. Сыграла даже его ставка на Лорда Бейлиша, заблаговременно посланного с дипломатической миссией. Всё просчитал, что тут скажешь. Отныне фигура Беса высится до небес, откуда он взирает снисходительным взглядом могучего титана. Что особенно ценно, он, похоже, наконец-то заслужил признание не только зрителей, но и обитателей вымышленного мира, в котором он живёт. Неплохо для того, кого ещё несколько серий назад соплеменники дразнили «демонической мартышкой».
Занятный парадокс в том, что Тирион находится по одну сторону баррикад с Джоффри и силой одной харизмы склоняет чашу весов в свою пользу при выборе, кого поддерживать в этой осаде. Уникальный случай, когда безоговорочно хочется, чтобы Ланнистеры одержали верх. В конце концов, Станнис мало что сделал, дабы завоевать народную симпатию. В то же время он не воспринимается как отрицательный персонаж – он, скорее, простой сердитый хмырь с шилом в заднице, обречённый получить по шапке за свою безликость. Несмотря на завораживающую красоту огненного взрыва, отснятое Нилом Маршаллом побоище едва ли можно причислить к самым зрелищным битвам в век, когда блокбастеры так балуют компьютерными излишествами. Однако он сумел искусно передать атмосферу кровожадного хаоса с проломанными черепами и рассечёнными конечностями, задорно разлетающимися по сторонам. Бурление страстей, подлость, гнусное предательство, паника сильных людей и отвага других – всё уместилось в неполный час, пронизанный редким по силе эмоциональным воздействием. Возможно, есть какая-то специальная музыкальная школа, где учат безукоризненно играть на человеческих чувствах, и потрудившиеся над эпизодом люди завершили её с отличием. Рассказывая историю, они знают, когда взять паузу, когда ободряюще пошутить, когда припугнуть и когда дать газу, чтобы дух захватило, а потому единственный недостаток их творчества – это ограниченность по времени. Опасение, правда, внушает тот факт, что до финиша осталась лишь одна серия. Все линии, которыми в этот раз пренебрегли, придётся суматошливо сплетать воедино. Есть подозрение, что далеко не каждую из них удастся подвести к удовлетворительному финалу, и многие вещи останутся недосказанными. Впрочем, это будет только на следующей неделе, а пока перед глазами стоит эпизод, монументальный от самого начала до проникновенной песни в заключительных титрах. Обсуждение (уже 39 комментариев) 2 июня 2012 Мнения |
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: