Уже который год небольшой промежуток времени с 1 по 8 января является в России настоящем полем битвы блокбастеров. Ведь именно в эти дни любой мало-мальски крупный фильм с приличной рекламной поддержкой способен собрать куда больше денег, чем в остальное время.
Разумеется, бывают и исключения, но топ-5 самых кассовых релизов в отечественном прокате состоит исключительно из новогодних или околоновогодних премьер. В первой десятке таких фильмов уже шесть, включая недавно вышедшего «Холопа 2», а скоро будет все семь — «Бременские музыканты» тоже претендуют-с.
Завсегдатаями новогодних битв значатся два долгоиграющих франчайза — «Ёлки» и «Три богатыря». И поскольку в конце 2023-го вышли очередные их части, нам внезапно стало интересно — какой же франчайз из этих двух является самым новогодним? То есть самым хорошо собирающим, самым посещаемым и самым прибыльным. Кто, так сказать, лишил дорогих зрителей максимального количества денег и напрямую, и косвенно?
Так давайте же закроем этот животрепещущий вопрос раз и навсегда. Для этого нам потребуются ровно три источника, благо все необходимые данные находятся в отрытом доступе:
а) ЕАИС — Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах. Создана в 2009 году, в 2014-м её оператором стал Фонд кино, в 2015-м впервые начали публиковаться ежедневные сборы фильмов (обновляются они вообще иногда несколько раз в час), а в мае 2015-го было объявлено о подключении к ЕАИС 100% кинотеатров. Она покрывает только Россию, без СНГ.
б) «Бюллетень кинопрокатчика» — сайт и издание агентства Metropolitan Media, которое занимается исследованием кинобизнеса и, в частности, регулярно отчитывается о сборах фильмов в нашем прокате. Вплоть до 2015 года данные брались от прокатчиков, а сейчас — в первую очередь из ЕАИС. Покрывает не только Россию, но и остальные страны СНГ.
в) «Википедия», где можно найти информацию о бюджетах, которая отсутствуют в двух предыдущих источниках.
Чтобы определить самый кассовый франчайз, нам потребуется просто сложить сборы всех частей обоих франчайзов в России и СНГ, поэтому тут в первую очередь пригодятся данные БК. Разве что с финальными частями придётся немного помудрить — но об этом чуть позже.
С посещаемостью та же история — здесь данные тоже будут преимущественно от БК. Этот показатель считается в зрителях или в проданных билетах — в данном случае это одно и то же. Поскольку стоимость билетов в разные годы и у разных фильмов может разниться, самый кассовый франчайз не обязательно окажется самым посещаемым.
С прибыльностью сложнее — мы знаем производственные бюджеты всех фильмов (ну, почти), но не знаем бюджетов на продвижение, а также доходов с онлайн-кинотеатров, продажи мерча и так далее. Зато иногда нам известно, сколько денег тому или иному фильму выделил Фонд кино на безвозмездной основе, и эти суммы, само собой, следует вычитать из бюджетов, ибо они автоматически увеличивают прибыль.
Наконец, о чём знают далеко не все, прокатчик получает всего 50% денег от кинопоказа, потому что вторую половину забирают кинотеатры. Само собой, ещё имеется распределение денег между прокатчиком и производителем, налоги и прочие траты, но их мы учитывать тоже не будем, потому что достоверных данных о них не имеем.
В итоге формула подсчёта прибыли будет очень условной, зато простой:
Прибыльность = Сборы в России и СНГ / 2 – Производственный бюджет + Безвозвратные средства от ФК
Что ж, со вступлением покончено, можно начинать выбирать ультимативного победителя Новогодней битвы.
Франчайз «Три богатыря» родился в 2004 году, когда под Новый год вышел истерически смешной полнометражный мультфильм студии «Мельница» под названием «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Студию за пять лет до этого основали продюсер Сергей Сельянов, руководитель студии звукозаписи «Миди-Синема» Александр Боярский и потрясающий режиссёр-аниматор Константин Бронзит. Первым полнометражным проектом «Мельницы» стал «Карлик Нос», где Бронзит числился художественным руководителем, а вторым — как раз «Алёша Попович», который он срежиссировал.
Мультфильм получился прекрасным во всех смыслах, разошёлся на цитаты и со временем стал культовым (в определённых кругах). К сожалению, в прокате он денег не принёс, при бюджете в 4 млн долларов (в нашей таблице указаны рубли по курсу на день премьеры) заработав всего 48,4 млн рублей.
Однако в то время отечественный прокат только начинал, так сказать, вставать с колен — побивший все рекорды «Ночной дозор» вышел буквально полгода назад. Российская анимация тогда находилась в полуобморочном состоянии, и окупиться в кинотеатрах было почти нереально. Зато «Алёша Попович» отлично продался на домашних носителях и стал завсегдатаем показов на «РЕН ТВ», «СТС», «Доме кино» и других телеканалах.
По этой причине продюсерами было принято решение продолжить франчайз, а поскольку Бронзит ставить сиквел, к нашему великому сожалению, отказался, на режиссуру «Добрыни Никитича и Змея Горыныча» поставили Илью Максимова, снявшего «Карлика Носа». В принципе, традиция менять режиссёров осталась за «Тремя богатырями» надолго — один раз в кресло постановщика даже вернулся сам Бронзит (речь о «Наследнице престола»). Ну а чемпионом по усидчивости оказался Константин Феоктистов — он в одиночку срежиссировал четыре мультфильма и разделил эту обязанность с Дариной Шмидт ещё в двух.
«Добрыня Никитич» собрал в два раза больше денег, но прибыльным всё равно не стал, да ещё и временно отошёл от традиции выходить под Новый год. А вот триквел «Илья Муромец и Соловей Разбойник» премьеровался в декабре и заработал в прокате 240 млн рублей, став первой окупившейся в кинотеатрах частью франчайза.
Как вы увидите в таблице, пика по сборам и посещаемости «Три богатыря» достигли в 2015 году, когда мультфильм «Три богатыря. Ход конём» заработал 963 млн рублей. С этого момента франчайз начал неумолимо терять кассу, а спин-офф «Конь Юлий и Большие скачки» показал совсем уж стыдный результат, еле-еле перейдя порог окупаемости. Но ничего страшного: вышедший в декабре 2023 года «Пуп Земли» вернул «Богатырей» на прежний легендарный уровень — прокат ещё продолжается, и мультфильм точно окажется в топ-3 по сборам среди всех мультфильмов франчайза, а то и вовсе его возглавит.
- ПремьераСборы, ₽ЗрителиБюджет, ₽Прибыль, ₽
- 23 декабря 200448 376 440627 788111 355 600– 87 167 380
- 16 марта 2006100 529 7541 117 931125 294 400– 75 029 523
- 27 декабря 2007240 021 5751 878 42849 277 40070 733 388
- 31 декабря 2010575 070 2103 344 55291 077 600196 457 505
- 27 декабря 2012950 043 6934 103 342107 152 500367 869 347
- 1 января 2015963 013 2964 206 061125 000 000
– 76 340 000432 846 648 - 1 января 2017802 402 7143 705 711180 404 070
– 20 000 000240 797 287 - 28 декабря 2017811 563 0213 753 199174 464 395231 317 116
- 27 декабря 2018603 708 8312 771 925185 500 705116 353 711
- 31 декабря 2020359 546 1711 440 731178952138820947,5
- 30 декабря 2021456 596 1891 707 403180 000 00048 298 095
- 28 декабря 20231 000 000 0003 000 000120 000 000380 000 000
- Итого6 910 871 89431 657 0711 923 297 139
Небольшое пояснение к таблице — у «Пупа Земли» стоит кругленькая сумма в 1 млрд рублей, которой пока нет ни в одном из источников. Тут всё просто — мы сочли, что вместо промежуточной суммы на текущий день лучше поставить наш финальный прогноз, полученный из сравнения с текущим лидером, «Ходом конём». Так будет честнее, ведь прокат «конкурента», о котором пойдёт речь ниже, уже практически закончился.
«Ход конём» после 8 января имел в загашнике 712 млн, а «Пуп Земли» — 800 млн. Даже если учесть, что в 2015 году новогодние каникулы затянулись и плавно перешли в обычные выходные, то исходя из финальных сборов «Хода конём», финальная касса «Пупа Земли» вряд ли получится меньше миллиарда. Впервые в истории франчайза, кстати! Ну а если этого знаменательного события не случится, на общую картину Битвы это всё равно не повлияет.
Ах, да, достоверной информации о бюджете мультфильма нигде нет («Википедия» пишет про $ 2,5 млн, но не указывает, откуда это взялось), поэтому пришлось взять цифру предыдущей части.
Теперь давайте обратимся ко второму франчайзу, который в отличие от «Трёх богатырей», изначально рассчитывал исключительно на новогоднюю кассу.
«Ёлки», можно сказать, родились в 2010 году, когда вышла первая часть, спродюсированная и написанная лично главой Bazelevs Тимуром Бекмамбетовым. Режиссёр двух «Дозоров», «Иронии судьбы. Продолжения» и «Особо опасного» задумал произвести на свет долгоиграющий мегафранчайз, с помощью которого можно было бы опустошать кошельки зрителей буквально каждый год.
Затея сработала блестяще — альманах, снятый всего за 170 млн рублей шестью режиссёрами, включая самого Бекмамбетова, заработал в прокате почти 762 млн рублей и снискал в целом положительные отзывы от зрителей (дальнейшим частям сделать это было уже куда сложнее).
Через год вышел сиквел, который оказался ещё успешнее, а в 2013-м объявились «Ёлки 3», которые и по сей день являются самой кассовой частью франчайза. Шутка ли — 1,25 млрд сборов и 5,3 млн зрителей!
Само собой, после этого франчайз начало потряхивать — некоторые части собирали хорошо, некоторые откровенно недобирали. Например, действие четвёртой части создатели зачем-то перенесли на 100 лет назад — зритель этого не оценил, и «Ёлки 1914» собрали всего 703 млн рублей. А через месяц, в конце января 2015-го, «Базелевс» за каким-то чёртом выпустил собачий спин-офф «Ёлки лохматые», который хоть и стоил всего 60 млн, в прокате собрал лишь 138 млн и окончательно похоронил экспериментаторские устремления продюсеров.
В 2017 году, когда художественным руководителем франчайза стал Жора Крыжовников, «Ёлки» снова зазеленели, но через год опять начали сдуваться. А дна достигли в 2021-м, когда «Базелевс» от большого ума решил пустить «Ёлки 8» одновременно и в прокат, и в онлайн-кинотеатры, чем сказочно выбесил представителей кинотеатров обычных. В итоге роспись у фильма была мизерная, сборы тоже, а бюджет, на минуточку, самый крупный за всю историю — целых 230 млн.
Со следующего года «Ёлки» вернулись к обычному формату релизов (сначала кинотеатры, потом цифра), но ущерб франчайзу уже был нанесён. Плюс у него сменился главный продюсер (теперь это не Тимур Бекмамбетов, а Евгений Кулик), а отсутствие главных звёзд — Урганта, Светлакова и Нагиева — хоть и позволило сильно сократить бюджет, негативным образом сказалось на сборах. В итоге десятая часть пока что не дотянула даже до 400 млн. Впрочем, прокат у фильм ещё кое-как продолжается, поэтому в таблице вы увидите именно эту круглую сумму.
- ПремьераСборы, ₽ЗрителиБюджет, ₽Прибыль, ₽
- 16 декабря 2010761 805 7214 212 838170 000 000210 902 861
- 15 декабря 2011833 375 5654 178 496170 000 000246 687 783
- 26 декабря 20131 245 417 8075 296 832165 000 000457 708 904
- 25 декабря 2014703 736 2592 857 422165 000 000186 868 130
- 29 января 2015138 052 479649 94860 000 0009 026 240
- 22 декабря 2016778 272 4203 159 769215 162 287
– 150 000 000323 973 923 - 21 декабря 2017910 040 5953 598 029174 381 922
– 50 000 000330 638 376 - 27 декабря 2018730 540 5382 921 363179 708 770
– 25 000 000210 561 499 - 16 декабря 202170 577 187247 536230 000 000-194 711 407
- 1 декабря 2022584 974 9731 874 519135000000157487486,5
- 7 декабря 2023400 000 0001 172 000120 000 00080 000 000
- Итого7 156 793 54430 168 7521 784 252 9792 019 143 793
Здесь особо ничего пояснять не требуется — да, мы немного округлили финальную сумму сборов (погрешность в итоге будет от силы пара-тройка миллионов) и взяли бюджет из статьи в «Известиях», потому что «Википедия» со своими 150 млн рублей ссылается на страницу «Кинобизнеса Сегодня», где подобной информации просто нет.
Итак, пришла пора подводить итоги.
С небольшим преимуществом, но по чистым сборам победили «Ёлки» — 11 частей этого франчайза заработали суммарно 7 156 793 544 рубля, тогда как 12 мультфильмов про «Трёх богатырей» собрали чуть меньше — 6 910 871 894 рубля.
«Ёлкам» же уходит бонусный приз по средней наработке на один фильм — это 650 617 595 рублей. Тогда как богатырский франчайз в среднем приносил по 575 905 991 рублю за мультфильм. Тоже очень прилично, но всё же заметно меньше.
А вот по количеству зрителей ситуация диаметрально противоположная — суммарно на всех «Трёх богатырей» продан 31 657 071 билет, тогда как у «Ёлок» эта цифра чуть скромнее — 30 168 752 билета. Ничего удивительного в победе «Трёх богатырей» нет — у этого франчайза доля детской аудитории куда больше, а значит, больше и ранних сеансов с дешёвыми билетами.
Но самый главный показатель — это, пожалуй, прибыльность. И тут явного победителя просто нет, потому что всё зависит от подхода. Если учитывать дотации от Фонда кино, которых «Ёлки» получили на 128,7 млн рублей больше (225 млн против 96,3 млн), то франчайз «Базелевса» выигрывает, пусть и с небольшим преимуществом — 2,02 млрд против 1,92 млрд рублей. А если бы государство не помогало никому, то выиграли бы «Богатыри» со счётом 1,83 млрд против 1,79 млрд.
Подводя итоги, можно сказать, что в битве новогодних франчайзов толком не одержал верх никто, хотя техническую победу по деньгам можно, пожалуй, записать на счёт «Ёлок». Однако тенденция такова, что уже через год-другой «Три богатыря» явно окажутся на вершине — слишком уж велика разница в сборах последних частей (1 млрд против 400 млн), да и будущее «Ёлок» пока туманно — 11-я часть так ещё толком и не заявлена.
А вот у «Богатырей» с этим порядок — уже анонсированы 13-я и 14-я части: «Три богатыря. Конец времён», скорее всего, выйдет в декабре 2025 года, потому что на 2024-й у «Мельницы» запланирован релиз мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк 6». Да, это ещё один новогодний франчайз, который мы не стали включать в сравнение, поскольку он пока собрал всего 3,2 млрд рублей. Ну а «Три богатыря. Город планеты» появится в прокате либо в 2026-м, либо в 2027-м — третьего не дано.
Другое дело, что это уже не будет играть никакой роли, потому что на горизонте маячит битва двух других новогодних уберфранчайзов — «Чебурашки» и «Холопа». Всего один фильм про любителя апельсинов заработал в России и СНГ ровно 7 045 716 550 рублей — это, на минуточку, больше, чем у всех двенадцати «Богатырей» вместе взятых, и лишь на 110 млн меньше суммарной кассы одиннадцати «Ёлок».
У «Холопа» результаты поскромнее, но тоже не чета ёлочным и богатырским — первый фильм собрал 3,18 млрд, а второй претендует на кассу от 3,5 до 4 млрд рублей. Бюджеты у этих картин, ясное дело, куда больше, чем у «Ёлок» и «Трёх богатырей», но и отдача в разы ощутимее.
Наконец, существует ещё один богатырский франчайз — «Последний богатырь». Три вышедшие части имели огромный успех в прокате и сообща заработали 6,1 млрд. О полнометражном продолжении пока ничего не слышно, но в этом году должен выйти сериал «Последний богатырь: Наследие», а 26 декабря состоится премьера приквела, который называется «Финист. Первый богатырь». И кто знает, в какую сторону изменятся его сборы по сравнению с предыдущими частями?
А нам лишь остаётся пожелать, чтобы в отечественном прокате каким-нибудь магическим образом появилась ещё пара-тройка подобных «прибыльных островков», на которые будут нацеливаться уберблокбастеры с огромными бюджетами.
Например, франчайз «Лёд» отлично чувствует себя на дате 14 февраля, а майские праздники так и напрашиваются, чтобы стать новым кинористалищем — в этом году на промежуток с 1 по 10 мая придётся целых пять выходных дней. Ну серьёзно, сколько можно устраивать кучу-малу под новогодней ёлкой?
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: