
Уже который год небольшой промежуток времени с 1 по 8 января является в России настоящем полем битвы блокбастеров. Ведь именно в эти дни любой мало-мальски крупный фильм с приличной рекламной поддержкой способен собрать куда больше денег, чем в остальное время.
Разумеется, бывают и исключения, но топ-5 самых кассовых релизов в отечественном прокате состоит исключительно из новогодних или околоновогодних премьер. В первой десятке таких фильмов уже шесть, включая недавно вышедшего «Холопа 2», а скоро будет все семь — «Бременские музыканты» тоже претендуют-с.
Завсегдатаями новогодних битв значатся два долгоиграющих франчайза — «Ёлки» и «Три богатыря». И поскольку в конце 2023-го вышли очередные их части, нам внезапно стало интересно — какой же франчайз из этих двух является самым новогодним? То есть самым хорошо собирающим, самым посещаемым и самым прибыльным. Кто, так сказать, лишил дорогих зрителей максимального количества денег и напрямую, и косвенно?
Так давайте же закроем этот животрепещущий вопрос раз и навсегда. Для этого нам потребуются ровно три источника, благо все необходимые данные находятся в отрытом доступе:
а) ЕАИС — Единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах. Создана в 2009 году, в 2014-м её оператором стал Фонд кино, в 2015-м впервые начали публиковаться ежедневные сборы фильмов (обновляются они вообще иногда несколько раз в час), а в мае 2015-го было объявлено о подключении к ЕАИС 100% кинотеатров. Она покрывает только Россию, без СНГ.
б) «Бюллетень кинопрокатчика» — сайт и издание агентства Metropolitan Media, которое занимается исследованием кинобизнеса и, в частности, регулярно отчитывается о сборах фильмов в нашем прокате. Вплоть до 2015 года данные брались от прокатчиков, а сейчас — в первую очередь из ЕАИС. Покрывает не только Россию, но и остальные страны СНГ.
в) «Википедия», где можно найти информацию о бюджетах, которая отсутствуют в двух предыдущих источниках.

Кадр из мультфильма «Три богатыря и принцесса Египта».
Чтобы определить самый кассовый франчайз, нам потребуется просто сложить сборы всех частей обоих франчайзов в России и СНГ, поэтому тут в первую очередь пригодятся данные БК. Разве что с финальными частями придётся немного помудрить — но об этом чуть позже.
С посещаемостью та же история — здесь данные тоже будут преимущественно от БК. Этот показатель считается в зрителях или в проданных билетах — в данном случае это одно и то же. Поскольку стоимость билетов в разные годы и у разных фильмов может разниться, самый кассовый франчайз не обязательно окажется самым посещаемым.
С прибыльностью сложнее — мы знаем производственные бюджеты всех фильмов (ну, почти), но не знаем бюджетов на продвижение, а также доходов с онлайн-кинотеатров, продажи мерча и так далее. Зато иногда нам известно, сколько денег тому или иному фильму выделил Фонд кино на безвозмездной основе, и эти суммы, само собой, следует вычитать из бюджетов, ибо они автоматически увеличивают прибыль.
Наконец, о чём знают далеко не все, прокатчик получает всего 50% денег от кинопоказа, потому что вторую половину забирают кинотеатры. Само собой, ещё имеется распределение денег между прокатчиком и производителем, налоги и прочие траты, но их мы учитывать тоже не будем, потому что достоверных данных о них не имеем.
В итоге формула подсчёта прибыли будет очень условной, зато простой:
Прибыльность = Сборы в России и СНГ / 2 – Производственный бюджет + Безвозвратные средства от ФК
Что ж, со вступлением покончено, можно начинать выбирать ультимативного победителя Новогодней битвы.
Франчайз «Три богатыря» родился в 2004 году, когда под Новый год вышел истерически смешной полнометражный мультфильм студии «Мельница» под названием «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Студию за пять лет до этого основали продюсер Сергей Сельянов, руководитель студии звукозаписи «Миди-Синема» Александр Боярский и потрясающий режиссёр-аниматор Константин Бронзит. Первым полнометражным проектом «Мельницы» стал «Карлик Нос», где Бронзит числился художественным руководителем, а вторым — как раз «Алёша Попович», который он срежиссировал.

Кадр из мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Мультфильм получился прекрасным во всех смыслах, разошёлся на цитаты и со временем стал культовым (в определённых кругах). К сожалению, в прокате он денег не принёс, при бюджете в 4 млн долларов (в нашей таблице указаны рубли по курсу на день премьеры) заработав всего 48,4 млн рублей.
Однако в то время отечественный прокат только начинал, так сказать, вставать с колен — побивший все рекорды «Ночной дозор» вышел буквально полгода назад. Российская анимация тогда находилась в полуобморочном состоянии, и окупиться в кинотеатрах было почти нереально. Зато «Алёша Попович» отлично продался на домашних носителях и стал завсегдатаем показов на «РЕН ТВ», «СТС», «Доме кино» и других телеканалах.
По этой причине продюсерами было принято решение продолжить франчайз, а поскольку Бронзит ставить сиквел, к нашему великому сожалению, отказался, на режиссуру «Добрыни Никитича и Змея Горыныча» поставили Илью Максимова, снявшего «Карлика Носа». В принципе, традиция менять режиссёров осталась за «Тремя богатырями» надолго — один раз в кресло постановщика даже вернулся сам Бронзит (речь о «Наследнице престола»). Ну а чемпионом по усидчивости оказался Константин Феоктистов — он в одиночку срежиссировал четыре мультфильма и разделил эту обязанность с Дариной Шмидт ещё в двух.
«Добрыня Никитич» собрал в два раза больше денег, но прибыльным всё равно не стал, да ещё и временно отошёл от традиции выходить под Новый год. А вот триквел «Илья Муромец и Соловей Разбойник» премьеровался в декабре и заработал в прокате 240 млн рублей, став первой окупившейся в кинотеатрах частью франчайза.

Кадр из мультфильма «Три богатыря. Ход конём».
Как вы увидите в таблице, пика по сборам и посещаемости «Три богатыря» достигли в 2015 году, когда мультфильм «Три богатыря. Ход конём» заработал 963 млн рублей. С этого момента франчайз начал неумолимо терять кассу, а спин-офф «Конь Юлий и Большие скачки» показал совсем уж стыдный результат, еле-еле перейдя порог окупаемости. Но ничего страшного: вышедший в декабре 2023 года «Пуп Земли» вернул «Богатырей» на прежний легендарный уровень — прокат ещё продолжается, и мультфильм точно окажется в топ-3 по сборам среди всех мультфильмов франчайза, а то и вовсе его возглавит.
- ПремьераСборы, ₽ЗрителиБюджет, ₽Прибыль, ₽
- 23 декабря 200448 376 440627 788111 355 600– 87 167 380
- 16 марта 2006100 529 7541 117 931125 294 400– 75 029 523
- 27 декабря 2007240 021 5751 878 42849 277 40070 733 388
- 31 декабря 2010575 070 2103 344 55291 077 600196 457 505
- 27 декабря 2012950 043 6934 103 342107 152 500367 869 347
- 1 января 2015963 013 2964 206 061125 000 000
– 76 340 000432 846 648 - 1 января 2017802 402 7143 705 711180 404 070
– 20 000 000240 797 287 - 28 декабря 2017811 563 0213 753 199174 464 395231 317 116
- 27 декабря 2018603 708 8312 771 925185 500 705116 353 711
- 31 декабря 2020359 546 1711 440 731178952138820947,5
- 30 декабря 2021456 596 1891 707 403180 000 00048 298 095
- 28 декабря 20231 000 000 0003 000 000120 000 000380 000 000
- Итого6 910 871 89431 657 0711 923 297 139
Небольшое пояснение к таблице — у «Пупа Земли» стоит кругленькая сумма в 1 млрд рублей, которой пока нет ни в одном из источников. Тут всё просто — мы сочли, что вместо промежуточной суммы на текущий день лучше поставить наш финальный прогноз, полученный из сравнения с текущим лидером, «Ходом конём». Так будет честнее, ведь прокат «конкурента», о котором пойдёт речь ниже, уже практически закончился.
«Ход конём» после 8 января имел в загашнике 712 млн, а «Пуп Земли» — 800 млн. Даже если учесть, что в 2015 году новогодние каникулы затянулись и плавно перешли в обычные выходные, то исходя из финальных сборов «Хода конём», финальная касса «Пупа Земли» вряд ли получится меньше миллиарда. Впервые в истории франчайза, кстати! Ну а если этого знаменательного события не случится, на общую картину Битвы это всё равно не повлияет.
Ах, да, достоверной информации о бюджете мультфильма нигде нет («Википедия» пишет про $ 2,5 млн, но не указывает, откуда это взялось), поэтому пришлось взять цифру предыдущей части.
Теперь давайте обратимся ко второму франчайзу, который в отличие от «Трёх богатырей», изначально рассчитывал исключительно на новогоднюю кассу.
«Ёлки», можно сказать, родились в 2010 году, когда вышла первая часть, спродюсированная и написанная лично главой Bazelevs Тимуром Бекмамбетовым. Режиссёр двух «Дозоров», «Иронии судьбы. Продолжения» и «Особо опасного» задумал произвести на свет долгоиграющий мегафранчайз, с помощью которого можно было бы опустошать кошельки зрителей буквально каждый год.

Кадр из фильма «Ёлки 3».
Затея сработала блестяще — альманах, снятый всего за 170 млн рублей шестью режиссёрами, включая самого Бекмамбетова, заработал в прокате почти 762 млн рублей и снискал в целом положительные отзывы от зрителей (дальнейшим частям сделать это было уже куда сложнее).
Через год вышел сиквел, который оказался ещё успешнее, а в 2013-м объявились «Ёлки 3», которые и по сей день являются самой кассовой частью франчайза. Шутка ли — 1,25 млрд сборов и 5,3 млн зрителей!
Само собой, после этого франчайз начало потряхивать — некоторые части собирали хорошо, некоторые откровенно недобирали. Например, действие четвёртой части создатели зачем-то перенесли на 100 лет назад — зритель этого не оценил, и «Ёлки 1914» собрали всего 703 млн рублей. А через месяц, в конце января 2015-го, «Базелевс» за каким-то чёртом выпустил собачий спин-офф «Ёлки лохматые», который хоть и стоил всего 60 млн, в прокате собрал лишь 138 млн и окончательно похоронил экспериментаторские устремления продюсеров.
В 2017 году, когда художественным руководителем франчайза стал Жора Крыжовников, «Ёлки» снова зазеленели, но через год опять начали сдуваться. А дна достигли в 2021-м, когда «Базелевс» от большого ума решил пустить «Ёлки 8» одновременно и в прокат, и в онлайн-кинотеатры, чем сказочно выбесил представителей кинотеатров обычных. В итоге роспись у фильма была мизерная, сборы тоже, а бюджет, на минуточку, самый крупный за всю историю — целых 230 млн.

Кадр из фильма «Ёлки 1914».
Со следующего года «Ёлки» вернулись к обычному формату релизов (сначала кинотеатры, потом цифра), но ущерб франчайзу уже был нанесён. Плюс у него сменился главный продюсер (теперь это не Тимур Бекмамбетов, а Евгений Кулик), а отсутствие главных звёзд — Урганта, Светлакова и Нагиева — хоть и позволило сильно сократить бюджет, негативным образом сказалось на сборах. В итоге десятая часть пока что не дотянула даже до 400 млн. Впрочем, прокат у фильм ещё кое-как продолжается, поэтому в таблице вы увидите именно эту круглую сумму.
- ПремьераСборы, ₽ЗрителиБюджет, ₽Прибыль, ₽
- 16 декабря 2010761 805 7214 212 838170 000 000210 902 861
- 15 декабря 2011833 375 5654 178 496170 000 000246 687 783
- 26 декабря 20131 245 417 8075 296 832165 000 000457 708 904
- 25 декабря 2014703 736 2592 857 422165 000 000186 868 130
- 29 января 2015138 052 479649 94860 000 0009 026 240
- 22 декабря 2016778 272 4203 159 769215 162 287
– 150 000 000323 973 923 - 21 декабря 2017910 040 5953 598 029174 381 922
– 50 000 000330 638 376 - 27 декабря 2018730 540 5382 921 363179 708 770
– 25 000 000210 561 499 - 16 декабря 202170 577 187247 536230 000 000-194 711 407
- 1 декабря 2022584 974 9731 874 519135000000157487486,5
- 7 декабря 2023400 000 0001 172 000120 000 00080 000 000
- Итого7 156 793 54430 168 7521 784 252 9792 019 143 793
Здесь особо ничего пояснять не требуется — да, мы немного округлили финальную сумму сборов (погрешность в итоге будет от силы пара-тройка миллионов) и взяли бюджет из статьи в «Известиях», потому что «Википедия» со своими 150 млн рублей ссылается на страницу «Кинобизнеса Сегодня», где подобной информации просто нет.
Итак, пришла пора подводить итоги.
С небольшим преимуществом, но по чистым сборам победили «Ёлки» — 11 частей этого франчайза заработали суммарно 7 156 793 544 рубля, тогда как 12 мультфильмов про «Трёх богатырей» собрали чуть меньше — 6 910 871 894 рубля.
«Ёлкам» же уходит бонусный приз по средней наработке на один фильм — это 650 617 595 рублей. Тогда как богатырский франчайз в среднем приносил по 575 905 991 рублю за мультфильм. Тоже очень прилично, но всё же заметно меньше.
А вот по количеству зрителей ситуация диаметрально противоположная — суммарно на всех «Трёх богатырей» продан 31 657 071 билет, тогда как у «Ёлок» эта цифра чуть скромнее — 30 168 752 билета. Ничего удивительного в победе «Трёх богатырей» нет — у этого франчайза доля детской аудитории куда больше, а значит, больше и ранних сеансов с дешёвыми билетами.

Кадр из мультфильма «Алёша Попович и Тугарин Змей».
Но самый главный показатель — это, пожалуй, прибыльность. И тут явного победителя просто нет, потому что всё зависит от подхода. Если учитывать дотации от Фонда кино, которых «Ёлки» получили на 128,7 млн рублей больше (225 млн против 96,3 млн), то франчайз «Базелевса» выигрывает, пусть и с небольшим преимуществом — 2,02 млрд против 1,92 млрд рублей. А если бы государство не помогало никому, то выиграли бы «Богатыри» со счётом 1,83 млрд против 1,79 млрд.
Подводя итоги, можно сказать, что в битве новогодних франчайзов толком не одержал верх никто, хотя техническую победу по деньгам можно, пожалуй, записать на счёт «Ёлок». Однако тенденция такова, что уже через год-другой «Три богатыря» явно окажутся на вершине — слишком уж велика разница в сборах последних частей (1 млрд против 400 млн), да и будущее «Ёлок» пока туманно — 11-я часть так ещё толком и не заявлена.
А вот у «Богатырей» с этим порядок — уже анонсированы 13-я и 14-я части: «Три богатыря. Конец времён», скорее всего, выйдет в декабре 2025 года, потому что на 2024-й у «Мельницы» запланирован релиз мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк 6». Да, это ещё один новогодний франчайз, который мы не стали включать в сравнение, поскольку он пока собрал всего 3,2 млрд рублей. Ну а «Три богатыря. Город планеты» появится в прокате либо в 2026-м, либо в 2027-м — третьего не дано.
Другое дело, что это уже не будет играть никакой роли, потому что на горизонте маячит битва двух других новогодних уберфранчайзов — «Чебурашки» и «Холопа». Всего один фильм про любителя апельсинов заработал в России и СНГ ровно 7 045 716 550 рублей — это, на минуточку, больше, чем у всех двенадцати «Богатырей» вместе взятых, и лишь на 110 млн меньше суммарной кассы одиннадцати «Ёлок».
У «Холопа» результаты поскромнее, но тоже не чета ёлочным и богатырским — первый фильм собрал 3,18 млрд, а второй претендует на кассу от 3,5 до 4 млрд рублей. Бюджеты у этих картин, ясное дело, куда больше, чем у «Ёлок» и «Трёх богатырей», но и отдача в разы ощутимее.

Кадр из фильма «Холоп 2».
Наконец, существует ещё один богатырский франчайз — «Последний богатырь». Три вышедшие части имели огромный успех в прокате и сообща заработали 6,1 млрд. О полнометражном продолжении пока ничего не слышно, но в этом году должен выйти сериал «Последний богатырь: Наследие», а 26 декабря состоится премьера приквела, который называется «Финист. Первый богатырь». И кто знает, в какую сторону изменятся его сборы по сравнению с предыдущими частями?
А нам лишь остаётся пожелать, чтобы в отечественном прокате каким-нибудь магическим образом появилась ещё пара-тройка подобных «прибыльных островков», на которые будут нацеливаться уберблокбастеры с огромными бюджетами.
Например, франчайз «Лёд» отлично чувствует себя на дате 14 февраля, а майские праздники так и напрашиваются, чтобы стать новым кинористалищем — в этом году на промежуток с 1 по 10 мая придётся целых пять выходных дней. Ну серьёзно, сколько можно устраивать кучу-малу под новогодней ёлкой?
Комментарии
Беня "Повелитель Времени" ?
Разве там сказано что-то про манипуляцию временем? Росомаха тогда тоже великий манипулятор времени.
Звучит так, словно Камбербэтч будет играть очередного вампира, который не стареет, так как питается кровью молодых девственниц. Отсюда и любовная линия.
The man from Earth?
Ну ёпт, опять банальщина.
При чем тут вообще марвел? Кажется у всея марвел головного мозга.
В начале был
ХаосМарвел...Заколебали уже эти лавстори, неужели бессмертному человеку больше нечем заняться? Удивительно, как авторы подобных опусов умудряются их продавать! Столько эпичных приключений и тем можно выжать из сюжета про нестареющих людей, но каждый раз мы видим почти одинаковую байду..Ну правда: у нас есть приличный актёр на первом плане, явно адекватный бюджет, так может стоит и сценарий подвезти менее ординарный? Неа, опять про "лубоффъ".Ремейк "Горца" мне кажется уже не таким уж и плохим вариантом :(
Походу у каждого актера Голливуда есть своя киностудия. Наверно продюсеры заставляют их оформлять ИПэшку для минимальной уплаты налогов.
Закос/ремейк/копирка "Человека с Земли"?
Сколько?
Вот чувак, заебался любить и терять. А тут такая очередная девка - "он такой странный, такой загадочный" - признается ему в любви. А он - "Пошла нахуй!"
По мне, так несколько столетий живущий человек, в жизни, которого нет бабы, ебущей ему мозг - персонаж довольно таки скучный, как и его жизнь.
Ну, серьезно, вот чем он еще должен заниматься?))
Ничем не будет заниматься, т.к. у него в голове будет одна мысль "Еще успею" ))
Я уж думал он Дио будет играть.
ZA WARUDO!!!
Кстати, воспользуюсь новостью, чтобы сообщить, что авторы Человека с Земли сняли продолжение спустя 10 лет. И пока не определились, выпускать его отдельным фильмом или в качестве пилотной серии сериала.
Искать средство, которое поможет ему не сойти с ума, когда в мозгу банально начнет заканчиваться место под воспоминания :) ?
у человеков такой проблемы нет, как в видеорегистраторе - новые ролики перезатирают старые, для этого не обязательно жить сотни лет, лет после 25 уже начинается
Очень верное сравнение!
И, господа минусующие, ну предложите варианты, кроме смешных.
Хотя, не, валите смешные тоже.
Эммм. Да хотя бы вот вам сюжет. Зачитаешься.
1 день:
Что? Почему я ещё жив? Что со мной? Помню, как меня сбивает машина, я падаю, теряю сознание. А теперь вокруг меня собралась целая толпа людей, какой-то нервный мужичок прыгает вокруг меня, постоянно что-то причитая, все смотрят на меня так, будто со мной что-то не так. А на мне ни царапины. Как такое могло случиться?
1 неделя:
Показался врачу. Он никаких отклонений не нашел, сказав что мой организм работает как часы. Однако после того как у меня взяли из пальца кровь, порез затянулся на считанные секунды. Благо что врач на это не обратил никакого внимания. Придя домой намеренно уколол себя повторно. Было страшно сделать себе больно, но ничего не произошло. Из укола вытекла одна маленькая капелька крови и тут же затянулась. Со мной явно что-то не так.
1 месяц:
Абсолютно пропало чувство голода и сна. Как оказалось я теперь совершенно спокойно могу провести целую неделю без еды и воды и ничего мне с этого не будет. Прикольное качество. Однако привычки, выработанные годами, всё равно дают о себе знать. Иногда хочется съесть чего-то вкусного, мороженного или жаренного мяса. Не потому что хочется есть, а просто ради вкуса.
1 год:
Сегодня случилось непоправимое. Сегодня я должен был погибнуть второй раз в своей жизни. Мы с девушкой ехали поздно ночью по горной дороге. Я был так ею увлечён, что не заметил поворота и вылетел с дороги. Мы вместе с машиной ринулись в пропасть. Помню только, что в самый последний момент успел лишь обнять свою любимую и что-то прокричать напоследок. Очнулся я неподалеку от той груды металла, что раньше была автомобилем. Спасти любимую я уже не мог. А на мне по-прежнему не было ни одной царапины.
10 лет:
Те 10 лет, что я провел на службе по контракту, сделали из меня настоящего бойца. Я изучил науку выживания, благо что с моими способностями это оказалось много проще, чем остальным. Служба в горячих точках помогла мне укрыться от мыслей на тему того, кто же я есть. Когда ты сидишь под пулями, мало кого интересует — какое у тебя прошлое и какими особыми умениями ты обладал. Главное — здесь и сейчас. Для меня мой полк стал второй семьёй. Однако даже им я не скажу о том, что во время наших ночных вылазок меня убивали уже раз 5 или 6. Хотя я и сам уже и не помню сколько точно. Благо что после возвращения на базу мне удавалось объяснить то, что на мне не царапины. Да и мало кого это волновало. Жив, и ладно. Без ложной скромности скажу, что со временем я даже стал для наших, неким подобием талисмана, который приносит удачу. Ха! Как бы я хотел что бы было так. Все ребята в это верили до того момента, пока по нашей позиции, во время очередных боев, не ударила ракета. Больше верить во что-то было некому, т.к. на месте нашей дислокации не осталось ничего. Кроме меня.
100 лет:
Как же быстро разрастается человечество. Ещё, казалось, вчера, нас было чуть более 7 млрд, а за какие-то неполные 100 лет мы приблизились к 20! Как мне кажется это вызвано небывалым технических рывком в медицине, компьютерных технологиях, биоинженерии. Что бы спастись от голода, люди начали освоение морского дна, строительство морских ферм и доступного жилья под водой. Появились первые города-миллионники. А вот с проектом городов на Луне, увы, ничего, пока что не получилось. Получив доступ к компьютерам, человечество потеряло всякий интерес и стремление к звёздам. Теперь каждый имеет имплант, который соединят всех людей в одну информационную сеть. Разговоры, теперь, используются только в качестве хорошего тона и то, стараются его свести к минимуму. В основном же используют т.н. «телепатию». А если точнее то специальную программку, которая позволяет передавать мысли друг другу. Стоя у истоков фирмы, которая первой начала производить такие чипы-импланты я не могу беспристрастно сказать, хорошо это или плохо. Но люди сами выбирают свое будущее.
1000 лет:
Как же скучна становится жизнь. Казалось бы — у меня всё есть. Есть компания, которая за 1000-летнюю историю обрела репутацию такую, что может поспорить с некоторыми странами. Я уж молчу про прибыли от неё, ведь каждый день рождается человек, которому необходимы наборы плат, чипов и нейроинтерфейсов для нормального функционирования в обществе. А на эти части — у моей фирмы полная монополия. Женщины, влияние, связи, власть, всё становится неважным. Всё то, что раньше меня волновало — отошло на второй план, оставив только небольшой налёт каких-то приятных воспоминаний. Единственное утешение, что я себе нахожу — это наука. Она доставляет мне истинное наслаждение своей непредсказуемостью. Неизвестно, какие открытия будут совершены в течение какие-то 100 лет.
10 000 лет:
Года проносятся мимо меня. Я не то что бы всегда стремился к жизни отшельника, но, увы, так получилось, что все мои знакомые умирают раньше, чем я смогу оставить о них хоть какое-то яркое впечатление. Череда знакомств, лиц, имен, дат — теперь ничего для меня не значат, сливаясь в одну серую, монотонную краску, которая теперь представляет всё моё существование. Мода, музыка, литература, всё что раньше меня развлекало теперь кажется мне повторением то, что уже было раньше.
Не так давно, пару столетий назад, человечество очередной раз вышло на очередной виток научного прогресса. Людям покорился космос и спустя век, весь научно-технический потенциал работал на то, что бы покинуть Землю. И вот свершилось — огромные космические лайнеры, ушли в необъятные просторы космоса, оставив за собой запылённый, уставший мир — колыбель человечества. Остался и я, поскольку решил, что мне нет места в новом мире.
100 000 лет:
Вчера… А может уже и не вчера. Я не помню. Был ледниковый период, который длился может день, может час, может век. Я не знаю. Я уже очень давно перестал считать время. Сложно считать то, что не имеет над тобой власти. Бродя по заснеженной пустыне я пытаюсь найти что-то, что может привлечь моё внимание, но всё тщетно.
1 000 000 лет:
Я видел как жизнь умирала. Я видел, как из-за надвигающихся ледников или засухи вымирали целые виды. В итоге всех катаклизмов, что что я пережил, меня посетила мысль, что я остался совсем один на этой планете. Здесь была вода, солнечный свет, приемлемая температура. Но совсем не было жизни, кроме меня. Но однажды случило то, что изменило обычный ход вещей. Кровь. Обычная кровь, что течет в венах, по нелепой случайности попала в воду океана. Вначале я не придал этому значения, но через какой-то незначительный промежуток времени я заметил существ, очень отдаленно, да ещё и при должной фантазии, напоминающих рыб, что выпрыгивали на берег.
И тут у меня затеплилась надежда на то, что отныне я буду не один. Пройдет ещё совсем немного времени и я снова услышу и увижу что-то новое, что-то что сможет меня удивить. Может быть у меня даже получится научить чему-то этих новых, пока что неведомых мне существ. Это было бы здорово. Нужно лишь немного подождать. Но это я уже умею отлично, время научило меня этому.
Я буду присматривать за новым миром. Я буду ждать.
https://www.inpearls.ru/
Ну, ты вжарил.
Хватило бы ссылки)
Как Артура Кларка прочитал!:-)
После 35 вообще писец..
И вообще, мне показалось, что речь в сюжете книги (не читал) идет только о вечной жизни, а не о неуязвимости + вечная жизнь.