Ох, и нелёгкая же судьба ждёт «Гостью» — куда там героям фильма с их жалкими проблемами! Клеймо «от Стефани Майер» должно было, по идее, обеспечить картине пристальное внимание целевой аудитории «Сумерек» и кассовый успех. Вот только, как оказалось, целевой аудитории «Сумерек» не очень-то интересно нечто от создательницы «Сумерек», что «Сумерками» не является. Да и, надо думать, приличная часть этой аудитории уйдёт с сеанса обиженной, потому что «Гостья» не так уж и сильно на эти драные «Сумерки» похожа (уж точно гораздо меньше, чем могли бы рассчитывать преданные фанаты гламурно-вампирского франчайза). Зато другая часть аудитории, на которую любое упоминание «Саги» и её создательницы действует как стая оборотней на аллергика, по умолчанию и заочно предаст кино остракизму — без шанса на реабилитацию. И чтобы это отношение преодолеть, «Гостье» надо было бы стать натуральным шедевром, да таким, чтобы дух захватывало и башню срывало. Увы, ей до этого так же далеко, как Тайлеру Лотнеру до статуса экшен-звезды. Кино вышло всего-навсего хорошим.
Мы понятия не имеем, сколько в кинематографической «Гостье» осталось от романа-первоисточника (в глаза его не видели), но вот режиссёрская рука постановщика-сценариста Эндрю Никкола угадывается в фильме на раз-два, причём здесь она куда твёрже и уверенней, чем, скажем, во «Времени». «Гостья» — это неспешное, даже где-то медитативное действо в довольно условном фантастическом антураже, практически лишённое экшена, зато насыщенное диалогами и монологами героев о всяком. И всё это в обёртке из вполне себе стильной и очень даже эффектной картинки, да ещё и под сказочной красоты саундтрек.
Правда, и так никуда не спешащее повествование где-то ближе к середине становится совсем уж сонным, а потом и вовсе провисает (дальше ситуация исправляется, но осадочек-то остаётся). Ну а фантастический элемент, что уж говорить, и вовсе самая слабая составляющая фильма, которая носит исключительно утилитарные функции: запускает сюжет и в нужные моменты услужливо предоставляет возможности для его дальнейшего развития. Многие (да что там, почти все) моменты, касающиеся быта, социума, технологий, физиологии и целей инопланетных захватчиков приходится просто принимать как данность – в кино они либо не раскрыты вовсе, либо обозначены исключительно поверхностно. Для какого-нибудь «Дня независимости» этого было бы вполне достаточно, но от картины, пытающейся быть фантастикой разговорной, даже с некоторой претензией не интеллектуальность, хотелось бы несколько более основательного подхода к созданию мира.
Но на самом-то деле всё это второстепенно и маловажно. «Гостья», как и все хорошие истории, в первую очередь о людях (в данном случае, — ещё и о разумных инопланетных одуванчиках, но сути это не меняет): герои, их характеры и взаимоотношения здесь куда важнее всего вышесказанного.
«Эта особь хочет жить».
И всё то, чего кино не добирает по части интеллектуально-содержательной, оно с лихвой компенсирует на эмоционально-характерном уровне. «Гостья» предлагает череду замечательных персонажей, начиная с главной героини, обе личности которой с самого начала вызывают симпатию, только усиливающуюся по ходу постепенного обоюдного развития характеров. По её следам — и в прямом, и в переносном смыслах — идёт Искательница, которую терзает неиллюзорный внутренний конфликт, большая часть которого, правда, проходит за кадром, оставляя внутренние баталии персонажа зрительскому воображению. А мудрый, харизматичный и исключительно проницательный дядя Джеб играет здесь роль Йоды, Оби-Вана и Квай-Гона в одном лице.
Впрочем, в том, что именно эта троица в первую очередь приковывает зрительское внимание, как раз ничего удивительного и нет: в конце концов, играют обозначенных персонажей Сирша Ронан, Дайан Крюгер и Уильям Хёрт, в чьих актёрских дарованиях и умении создавать правдоподобные и привлекательные образы сомневаться не приходится (а Сирша ещё и хорошеет от фильма к фильму). Удивительно другое: в «Гостье» вообще нет откровенно раздражающих и неуместных героев. Даже те, кому по статусу положено люто бесить мужскую часть зрительного зала (вроде персонажей, вызывающих неизбежный романтический интерес Мелани-Странницы или просто связанных с ней родственными узами), умудряются очень ловко не отсвечивать и не перетягивать на себя повествовательное одеяло, вместо этого умело оттеняя более интересных героев. Тоже, знаете ли, искусство. А учитывая, что всё вышесказанное относится ко вроде как непрямому кинематографическому наследнику «Сумерек», где уровень сопереживания персонажам примерно соответствовал уровню сопереживания пучку редиски (а в отдельных случаях — комару, полночи зудящему у вас над ухом), такой контраст прямо-таки поражает, если не сказать шокирует.
И напоследок о романтической линии, теме в данном случае особенно тонкой и для многих болезненной. Вы не поверите, но и здесь у «Гостьи» всё в порядке. Развивается она куда стремительнее, чем сами-знаете-где, а начинает играть важную роль в сюжете и вовсе только когда повествование переваливает за середину. Да и там не даёт скучать, потому что, во-первых, между героями есть пресловутая химия и в их привязанность правда веришь, а во-вторых, «Гостья» в очередной раз вспоминает о своей фантастической сущности и внезапно выдаёт один из самых интересных и необычных любовных треугольников (четырёхугольников? трёх-с-половиной-угольников?) за долгое время. И даже регулярно дающая знать о себе тяжёлая наследственность, в виде слишком уж напыщенных высокопарных диалогов, особенно когда речь заходит о чувствах и прочих тонких материях, не способна сильно испортить впечатление.
В общем, по-настоящему «Гостье» не повезло лишь с одним: с «сумеречным» контекстом, от которого никуда не деться. Впрочем, нам-то до него какое дело? Кино в итоге получилось очень даже достойное — это куда важнее.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: