Уж в чём никогда нельзя было упрекнуть дедушку Спилберга, так это в неумении или нежелании снимать удивительно человеколюбивые фильмы. Тезисы о том, что лучшее в людях всегда побеждает, а гадов в нашем роду в сотни раз меньше числа настоящих героев, буквально пронизывают от начала и до конца каждое его относительно серьёзное кино. И в этом смысле «Боевой конь» — апогей признания именитого режиссёра в любви ко всему своему биологическому виду.
Как ни странно, последняя работа Спилберга главным образом посвящена даже не конкретному герою-коню или особым взаимоотношениям людей с лошадьми. Здесь снова в знакомой манере, но в невиданных доселе масштабах воспевается красота человеческого духа, дающая о себе знать в самые нелёгкие времена. Причём само существование подобной эпохи империалистических воин за жадность уж точно не должно характеризовать род людской с положительной стороны — ан нет, всё выставит старый кинопостановщик в выгодном ему свете, в очередной раз чуть ли не на пустом месте зарядит верой в нас самих.
По ходу неторопливого повествования и за долгое путешествие коня Джоуи по горячим точкам Первой Мировой, где встречается целая серия ярких и колоритных персонажей, каждый со своей историей и мотивацией, зритель так и не найдёт ни одного по-настоящему отрицательного героя. Только лишь Обстоятельства, с которыми борются солдаты обеих воюющих сторон, и простых жителей, которым не повезло оказаться посреди театра военных действий. Никто ни к кому не испытывает ненависти: война — значит, так надо, нет здесь виноватых. И даже офицеры, которых положение вроде как обязывает быть решительными сволочами, с превеликим чувством вины изымают у фермеров имущество или заставляют впрягать в артиллерию лошадок. Мол, извините – опять эти Обстоятельства, ничего не поделать, жизнь нынче такая.
А красавец-конь — это переходящий символ гуманности, повод многочисленным действующим лицам продемонстрировать свои высокую душевную организацию, доброту и храбрость. И пусть в конечном итоге далеко не всем удаётся осуществить свои благие намерения, как, например, офицеру в исполнении Бенедикта Камбэрбетча или двум братьям-мальчишкам на фронте, допустившим неисправимые ошибки, но зритель-то понимает — они действительно старались поступить правильно и честно по отношению к своим товарищам. Но без поражений одних не так ценны и трогательны были бы победы других.
И, пожалуй, основная сцена в фильме — эпизод с колючей проволокой меж двух передовых. В дружелюбном диалоге двух солдат, представляющих враждебные армии, и взаимопомощи в осуществлении не слишком осмысленного с глобальной точки зрения дела и заключается вся суть этой истории и многолетнего посыла Спилберга своим зрителями: даже в самые тёмные времена в любом из нас найдётся достаточно света и сострадания к любому живому существу.
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: