28 декабря представители Фонда кино провели пресс-конференцию, посвящённую итогам 2023 года, где популярно объяснили, в каком состоянии находится наша индустрия.
К удивлению многих скептиков выяснилось, что она, индустрия, и не думает помирать, а как раз наоборот — практически оправилась от ухода большинства голливудских студий. Если в 2022 году суммарная выручка кинотеатров составляла всего 23,7 млрд рублей, то в этом она вернулась практически к уровню 2021 года — 40 млрд. Из них 70% денег (то бишь 28 млрд) заработали отечественные картины; надо ли объяснять, что такого в истории не было ни разу?
Сильно выросли и показатели посещаемости — примерно на 58%. Впрочем, тут нам пришлось немного позаниматься вычислениями, поскольку Фонд кино предоставил данные только по зрителям отечественных картин (90,9 млн). Но мы не растерялись и прикинули, что общее количество составляет около 130 млн.
Да, скорее всего, в упомянутые выше 40 млрд рублей входит какое-то количество денег от теневого проката. Обычно это работало так — заработанные на показах какого-нибудь «Аватара 2» денежки просто записывались на счёт одной из многочисленных отечественных короткометражек, которую чисто теоретически даже могли показать после главного фильма.
Но если обратить внимание на топ-10 самых кассовых фильмов отечественного проката за 2023 год, то там из «пиратских» релизов будет только «Аватар: Путь воды». Остальные картины в кинотеатрах долго не задерживались и собирали не слишком много. Так что общую долю сборов с «теневых» сеансов (по крайней мере, тех, которые были учтены системой ЕАИС) можно очень условно оценить в 5% (максимум в 10%), и на общую картину они не влияют.
Что касается представителей кинотеатров, то они оценивают «порог выживаемости индустрии» по-разному — одни считают, что достаточно зарабатывать в год хотя бы 32 млрд рублей (президент киносети «Каро» Ольга Зинякова), а другие утверждают, что «прожиточный минимум» — это 40 млрд (это уже председатель Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков). А лучше вообще 50 млрд — это чтобы индустрия полноценно развивалась.
Ещё одно условие от кинотеатров — регулярность выхода блокбастеров: та же Зинякова считает, что каждый месяц должен выходить фильм, собирающий более 1 млрд, плюс две крупных кинокартины (минимум 500 млн) и три-четыре середнячка (по 200–300 млн). Этому правилу, правда, не соответствует даже зажиточный 2019 год («миллиардники» не выходили в апреле и июне), но кому интересны такие мелочи, правда?
Ну а вы пока можете насладиться таблицей итогов кинопроката за несколько последних лет — с 2015 по 2023 годы. К сожалению, на сайте Фонда кино ничего такого в структурированном виде не нашлось, поэтому пришлось собирать информацию лично — из разных отчётов.
- ГодКасса, ₽±Зрители±Отечественные
фильмы, ₽±Доля от общей кассы - 202340,0 млрд+68,8%130 млн+58%28 млрд+127%70%
- 202223,7 млрд-41,8%82,2 млн-43,6%12,3 млрд+18,2%52,1%
- 202140,7 млрд+78%145,7 млн+64,1%10,4 млрд-2,8%25,6%
- 202022,8 млрд-58,8%88,7 млн-59,6%10,7 млрд-13,0%46,9%
- 201955,4 млрд+10,1%219,4 млн+9,5%12,3 млрд-10,9%22,1%
- 201850,3 млрд-6,2%200,4 млн-6,2%13,8 млрд+6,2%27,5%
- 201753,6 млрд+14,5%213,5 млн+11,3%13,0 млрд+51,2%24,3%
- 201648,4 млрд+11,2%191,9 млн+10,5%8,6 млрд+19,4%17,8%
- 201543,5 млрд—173,7 млн—7,2 млрд—16,6%
Авторизируйтесь, чтобы оставлять комментарии: